"Пусть отказываются от телефона!"
11/11/04

Высокое телефонное начальство Новокузнецка озабочено тоном публикаций в "Кузнецком рабочем", касающихся последнего "запредельного" повышения стоимости услуг проводной телефонной связи. Считает себя оскорбленным и не хочет давать комментариев. Ограничилось пресс-релизом, в котором ничего нового. Обещанного экономического обоснования тарифного скачка так и нет.

Между тем стоимость абонентской платы за стационарный телефон для населения с 1 ноября выросла с 77 до 95 рублей (спаренный телефон "подорожал" с 62 до 76 рублей). Но это бы еще полбеды: отменяется лимит в 250 бесплатных минут, то есть за каждую минуту разговора, начиная с первой, абонент должен будет платить по 14 копеек. Если наговорил те самые 250 минут, что доселе были бесплатными, то заплати 35 рублей сверх. Итого 130 целковых, чуть не в два раза больше прежнего. Напомним, последний раз телефонисты повышали оплату в июле 2003-го.

Еще более существенно пострадали льготники. Наша читательница, ветеран труда Татьяна Бондарева, к примеру, платила до сих пор 37-50 в месяц (50-процентная льгота). В лимит укладывалась не всегда, переплачивая сверх установленного 3-5 рублей в месяц. Итого в пределах 43-х рублей. Теперь, когда "бесплатные" минуты у Татьяны Николаевны "украли", платить ей придется около сотни в месяц! А в каком положении остаются сотни "лежачих" больных, для которых телефон порой - единственная ниточка, связывающая с окружающими?! На лекарства, на жизнь не хватает - а ты вынь да положь за телефон, согласно счету…

Гражданам, впрочем, предложили альтернативу - плати 160 рублей в месяц и разговаривай сколь хочешь, не задумываясь о последствиях. Но, во-первых, 160 - это не прежние 120 в месяц и тем более не 77. Во-вторых, бесплатно перейти на другой тарифный план можно лишь единожды: чтобы вернуться на прежний, уже придется заплатить деньги.

150 рублей в месяц за основной телефон (120 - за спаренный) придется платить отныне предприятиям и организациям плюс опять-таки 14 копеек за каждую минуту. Либо 220 (176) рублей при абонентской оплате без повременного учета.

Санкционировали увеличение тарифов федеральные чиновники. А именно Федеральная служба по тарифам. Ее решение да еще приказ ОАО "Сибирьтелеком" и послужили основанием для очередного наступления на наши права. Необоснованного, если учесть коэффициент инфляции (порядка 12 процентов в год) и реальное положение дел. Ибо бедствующей и убыточной структурой Новокузнецкий узел электросвязи (ГТС) никогда не был. Напротив, вложения в предприятия связи Красноярского края и Кузбасса, по словам заместителя директора НУЭС по коммерции Виталия Безуха, являются наиболее инвестиционно-привлекательными в Сибири…

Возмущение граждан грабительским повышением разделяют и местные власти. Как сообщает областной пресс-релиз, председатель Кемеровского городского Совета народных депутатов Александр Любимов направил обращение прокурору Кемеровской области Александру Халезину и исковое заявление в Высший Арбитражный суд Российской Федерации в связи с повышением тарифов на услуги местной телефонной связи с 1 ноября этого года. "Новые тарифы не являются экономически обоснованными, а, следовательно, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы граждан", - считает спикер. Председатель Кемеровского горсовета просит прокурора области принять соответствующие меры реагирования по недопущению нарушения норм действующего законодательства РФ. Суть искового требования в Арбитражный суд - признать недействительным повышение тарифов и введение ежемесячной платы за предоставление линии.

Резко против этого повышения выступил и губернатор Аман Тулеев. В письмах в адрес Председателя правительства Михаила Фрадкова, руководства Федеральной Антимонопольной службы и Управления Федеральной Антимонопольной службы по Кемеровской области он потребовал навести порядок с ценами на услуги проводной телефонной связи.

Есть и еще один нюанс, обусловленный положениями федерального закона "О связи", вступающего в силу с 1 января 2005 года. Согласно статье 47, пункт 2 которого звучит так: "пользователи услугами связи, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны вносить плату за оказанные им услуги связи в полном объеме с последующей компенсацией произведенных ими расходов непосредственно за счет средств бюджета соответствующего уровня".

До января уже рукой подать, а прояснить это положение никто из компетентных лиц как-то не решается. То ли действительно требуются разъяснения из федерального центра в виде директив, циркуляров и инструкций, то ли центр отдает решение этого вопроса на откуп регионам, а принимать на себя дополнительные обязательства никому не с руки…

Зато есть осторожные мнения чиновников, не желающих, чтобы на них ссылались. Они считают, что скорее всего компенсация за льготы будет проведена в рамках "монетизации", то есть той прибавки к пенсиям, о которых в последние месяцы столько говорится.

Но не будем предвосхищать событий…
   

mailto: babikov@kuzrab.ru