НА ГЛАВНУЮ

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

(17 февраля 2004 г.)

"Мы не боимся никаких санкций со стороны прокуратуры, поскольку отсутствуют соответствующие решения правительства", - заявили нам на днях представители Новокузнецкого узла электросвязи ОАО "Сибирьтелеком".

Суровый вопрос про прокуратуру со стороны корреспондента был вызван невыполнением новокузнецкими связистами положений закона "О связи", вступившего в силу 1 января текущего года. Неожиданным вступление его в силу назвать нельзя: президент подписал закон еще в июле 2003-го, а широкое обсуждение положений закона в прессе и в деловых кругах не могло оставить работников связи в неведении.

Положение, вызвавшее наибольший интерес - предоставляемое пользователям стационарной телефонной сети права выбора тарифного плана. Законом четко прописано: владелец квартирного телефона вправе производить как фиксированную ежемесячную оплату услуги независимо от количества затраченных на связь минут, так и по повременной схеме, с оплатой каждой минуты разговора. Это касается всех российских операторов стационарной связи - как тех, что еще и не начинал переход на "повременку", так и тех, кто давно уже перевел всех своих абонентов на плату с повременным учетом использованного времени. Последнее слово должно оставаться за самим гражданином - независимо от номера АТС, настроения телефонного начальника или технических возможностей связистов.

Скоро только сказка сказывается. Закон действует уже полтора месяца, а возможности воспользоваться предоставляемым им правом у новокузнечан так и нет и в ближайшее время не появится. Единственное, что четко и однозначно заявили нам местные телефонисты - они в курсе положений закона и уже приступили к приему заявлений от желающих перейти с "повременки" назад на абонплату - причем, желающих оказалось весьма немного. Но когда авторы заявлений смогут воспользоваться законным правом, специалисты Новокузнецкого узла электросвязи даже приблизительно сказать затруднились.

Ссылка на необходимость "закупки дополнительного оборудования", прозвучавшая из уст ряда спецов-телефонистов, вряд ли заслуживает внимания. Что за оборудования не хватает связистам для того, чтобы брать с абонента фиксированную оплату, сами они объяснить не сумели. "Мы не готовы" - объяснение более внятное, хотя оправданием вряд ли может служить. Семь месяцев для переналадки действующих систем учета для столь технически грамотного персонала, как персонал "Сибирьтелекома" - срок более чем достаточный.

Третье, последнее, и наиболее понятное из объяснений - отсутствие необходимых нормативных документов от российского правительства. Кабинет министров-де в целом и министерство по антимонопольной политике в частности до сих пор не утвердили тарифы для абонентов, что желают оплачивать услуги телефонной связи без повременного учета. Не утвержден и размер мзды за смену тарифного плана - за переход на "повременку" и обратно.

Здесь, однако, нам тоже есть что возразить. Несколько АТС в Новокузнецке до сих пор не имеют возможности вести повременной учет и абоненты их платят по старинке - 120 целковых в месяц. Имея возможность за эти деньги говорить безо всяких лимитов и угрозы разорения. Размер оплаты в сто двадцать рублей также утвержден МАПом: почему бы не применить эту сумму к желающим общаться без учета затраченного времени?

Связистам расширение прав абонентов, конечно, малоприятно. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, что желающие поболтать, и сегодня переплачивающие солидные суммы сверх 250-ти "бесплатных" минут, с удовольствием перейдут на фиксированную оплату. А на "повременке" останутся не слишком разговорчивые (читай, невыгодные поставщикам услуг) абоненты.

Однако подчиниться закону все-таки придется. Вопрос лишь в том, когда это произойдет, каков окажется размер оплаты и сколько с нас будут брать за смену тарифного плана. Работники телефонного бизнеса, само собой, будут доказывать, что бизнес этот не слишком прибылен и требовать от правительства утверждения по возможности более высоких тарифов. И правительство, по всему, утвердит то, что требуют телефонисты - как то было уже не раз.

В этой связи небезынтересны цифры и факты, приведенные информагентством REGNUM:

Доходы российских связистов в 2003 году росли бурно и, судя по всему, в 2004-м этот рост будет продолжен. В минувшем году доходы отрасли выросли на 40 процентов, и по прогнозам аналитиков, в среднесрочной перспективе темпы роста выручки российских операторов фиксированной связи останутся на уровне 25-45%. Доходы связистов должен поднять и переход на адресную компенсацию льготникам - последние будут оплачивать услуги полностью, а дотацию получать из бюджета.

Рост 2003 года во многом оказался обеспечен небывалыми объемами продаж: по России было установлено более трех миллионов телефонных номеров, что почти в три раза больше уровня предыдущих лет. Инвестиции в фиксированную связь в прошлом году росли довольно сильно - на 40% и достигли 84,7 млрд. рублей.

Всплеск деловой активности операторов стационарной связи вызвал бурный рост связи мобильной, что привело к реальной конкуренции. Так, в прошлом году число обладателей сотовых телефонов приблизилось к числу "фиксированных" абонентов и составило, по оценкам аналитиков информагентства, 35-36 миллионов человек. Что, в свою очередь понудило операторов стационарной связи к большей гибкости (в частности, некоторому снижению размера оплаты за подключение к сети, а также расширение самой сети за счет нетелефонизированных в недавнем прошлом окраин). Спросом пользуются также новые сервисы, например, карточная телефония, а также услуги интеллектуальной сети (телефонные центры, "горячие линии").

По оценке аналитиков информагентства REGNUM, компания "Сибирьтелеком" вошла в четверку наиболее перспективных и высокодоходных компаний страны.

НА ГЛАВНУЮ