Объясниться с представителями пишуще-снимающей братии
руководство города понудил значительный общественный резонанс в
отношении планов перекройки сложившейся системы предоставления гражданам
транспортных услуг. Поскольку никто и не скрывает, что розыгрыш
среди конкурсантов права на эксплуатацию новых маршрутов под номерами
34, 34-а и 87, назначенный на 23 сентября, лишь пробный камень.
После должны последовать конкурсы на уже "обкатанные"
маршруты, через которые, по идее застрельщиков, пройдут все семь
сотен частных "ПАЗиков" Новокузнецка. Но все будет зависеть
от того, насколько гладко пройдет первый.
Пока же властям похвастать особо нечем: несмотря
на то, что условия опубликованы еще неделю назад, ни одной заявки
от предпринимателей не поступило и желания победить в конкурсе никто
не выказал. Впрочем, со слов Сергея Зыкова, какие-то выводы можно
будет сделать ближе к 13-му сентября, сроку, когда прием заявок
от соискателей должен быть прекращен. Беспокоит руководство города
иное: неприятие конкурса со стороны практически всех слоев населения.
"Все как бы против… Странная ситуация. Есть
документы из прокуратуры, есть нарекания со стороны организации,
претендующей на объединение перевозчиков. Кто же за? Что же, получается,
мы такое делаем антинародное? Как по-другому, по честному разделить
маршруты?", - вопрошал первый заместитель главы города у журналистов
и себя самого.
Бесспорно, что организация транспортной сети Новокузнецка
находится в компетенции муниципалитета. Органы местного самоуправления
и имеют право, и обязаны организовывать и контролировать процесс
пассажирских перевозок. Если в один прекрасный день тысячи новокузнечан
не смогут добраться до работы по причине отсутствия средств передвижения,
виноватым в этом однозначно окажутся мэр со своими заместителями,
помощниками и подчиненными. Ответственность предполагает и определенные
права - некие рычажки, коими могут оперировать местные власти в
отношении представителей частного извоза в интересах своих граждан.
Бесспорно и то, что "вклиниться" новому
человеку в этот бизнес сегодня край как непросто: все поделено между
теми, кто "застолбил" свои маршруты и без боя сдаваться
не намерен. Привлекательность бизнеса (не свидетельство ли это того,
что тарифы явно завышены?) в сочетании с отсутствием должного контроля
толкает предпринимателей на увеличение автопарка и множество крупных
и мелких нарушений. Налицо и беспомощность контролирующих органов,
что зачастую не в состоянии повлиять на нахрапистых бизнесменов,
которые не желают подчиняться установленным правилам.
Со слов Зыкова, ряд перевозчиков в настоящее время
ездит по необустроенным маршрутам (в частности, через крепостную
гору, где дорога не оборудована для движения пассажирского транспорта).
Увеличивается и количество автобусов, которые работают сверх подписанных
договоров, что сказывается на безопасности движения не лучшим образом.
Наказать нарушителей крайне сложно: ГАИ признает, что контролировать
маршруты передвижения вне рамок ее компетенции, а транспортная инспекция
не имеет действенных рычагов воздействия. Ну, вроде бы, подавали
на кого-то в суд, однако безрезультатно. Что же, остается ждать
трагедии?
Вывод, который делает городская власть, однозначен:
надо взять в свои руки процесс распределения маршрутов, включая
и давно действующие. А для пущей справедливости разыгрывать каждый
из маршрутов на конкурсе. Лучше бы, конечно, на аукционе, используя
в качестве основного аргумента универсальный инструмент - деньги:
кто даст больше, тот и прав. К слову, у городского комитета по управлению
муниципальным имуществом, возглавляемого Сергеем Зыковым, опыт в
проведении аукционов вполне солидный: и муниципального имущества,
и прав аренды таким образом реализовано изрядно. Однако против такого
подхода по отношению к правам эксплуатации пассажирских маршрутов
уже выступила прокуратура. Пришлось заменить аукцион конкурсом,
хотя, со слов Зыкова, ущербность последнего в данном контексте ему
вполне заметна.
Теперь о том, с чем согласиться нельзя. Пытаться
обезопасить систему пассажирских перевозок путем введения дополнительного
оброка на автобизнесменов - то же, что лечить геморрой кастрацией.
Поскольку предприниматели, выигравшие конкурс путем "голосования
рублем", будут всеми путями стремиться как можно скорее вернуть
потраченные (чаще всего, заемные) средства. В лучшем случае повысят
оплату проезда, внеся соответствующий пункт в калькуляцию своих
накладных затрат. В худшем - станут еще пуще нарушать правила дорожного
движения и установленные правила перевозок (первое, к слову, не
исключает второго). Уже сейчас специалисты отмечают тенденцию "отстоя"
автобусов на "хлебных" остановках в целях максимального
заполнения салона. Как результат, "пробки" у посадочных
платформ и "гонки на выживание", дабы нагнать свой график.
Не совсем понятны и резоны назначения сумм "выкупа"
маршрутов. По словам Сергея Зыкова, деньги, которые планируется
экспроприировать у бизнесменов в обмен на право возить новокузнечан,
сложились из сумм, что прописаны в калькуляциях затрат по маршрутам,
подготовленных специалистами управления по транспорту и связи. "В
этом случае есть элемент субъективизма", - признал замглавы.
В Положении о проведении конкурса прописано, что средства направляются
в бюджет города и используются на благоустройство маршрутной сети.
Хотелось бы поверить…
Показателен и состав конкурсной комиссии: шесть
чиновников городской администрации и два депутата. Ни одного представителя
ГИБДД или транспортной инспекции, что могли бы прояснить ситуацию
в отношении соблюдения соискателями прав на пассажирские перевозки
норм безопасности! Не говоря уже об участии в процессе определения
наидостойнейших со стороны, скажем, общественных организаций…
Фактически уклонился Сергей Зыков и от ответа на
вопрос об освещении в средствах массовой информации хода конкурса
(соответственно, и конкурсов, которые последуют за первым). Результаты-де
будут опубликованы, по всем остальным вопросам - обращайтесь в пресс-службу…
Увы, практика проведения муниципальных конкурсов,
скажем, на предоставление жилищно-коммунальных услуг свидетельствует
о предельном субъективизме чиновников при принятии решений, что
касаются всех горожан, но принимаются келейно, за семью дверями,
без объяснений и комментариев.
Такие решения не просто противоречат интересам граждан,
но оспариваются затем в судебном порядке. А это о чем-то да говорит…
Позавчера первый заместитель Главы города Сергей Зыков объяснил новокузнецким журналистам цели предстоящего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок и осветил привходящие обстоятельства.
Объясниться с представителями пишуще-снимающей братии руководство города понудил значительный общественный резонанс в отношении планов перекройки сложившейся системы предоставления гражданам транспортных услуг. Поскольку никто и не скрывает, что розыгрыш среди конкурсантов права на эксплуатацию новых маршрутов под номерами 34, 34-а и 87, назначенный на 23 сентября, лишь пробный камень. После должны последовать конкурсы на уже "обкатанные" маршруты, через которые, по идее застрельщиков, пройдут все семь сотен частных "ПАЗиков" Новокузнецка. Но все будет зависеть от того, насколько гладко пройдет первый.
Пока же властям похвастать особо нечем: несмотря на то, что условия опубликованы еще неделю назад, ни одной заявки от предпринимателей не поступило и желания победить в конкурсе никто не выказал. Впрочем, со слов Сергея Зыкова, какие-то выводы можно будет сделать ближе к 13-му сентября, сроку, когда прием заявок от соискателей должен быть прекращен. Беспокоит руководство города иное: неприятие конкурса со стороны практически всех слоев населения.
"Все как бы против… Странная ситуация. Есть документы из прокуратуры, есть нарекания со стороны организации, претендующей на объединение перевозчиков. Кто же за? Что же, получается, мы такое делаем антинародное? Как по-другому, по честному разделить маршруты?", - вопрошал первый заместитель главы города у журналистов и себя самого.
Бесспорно, что организация транспортной сети Новокузнецка находится в компетенции муниципалитета. Органы местного самоуправления и имеют право, и обязаны организовывать и контролировать процесс пассажирских перевозок. Если в один прекрасный день тысячи новокузнечан не смогут добраться до работы по причине отсутствия средств передвижения, виноватым в этом однозначно окажутся мэр со своими заместителями, помощниками и подчиненными. Ответственность предполагает и определенные права - некие рычажки, коими могут оперировать местные власти в отношении представителей частного извоза в интересах своих граждан.
Бесспорно и то, что "вклиниться" новому человеку в этот бизнес сегодня край как непросто: все поделено между теми, кто "застолбил" свои маршруты и без боя сдаваться не намерен. Привлекательность бизнеса (не свидетельство ли это того, что тарифы явно завышены?) в сочетании с отсутствием должного контроля толкает предпринимателей на увеличение автопарка и множество крупных и мелких нарушений. Налицо и беспомощность контролирующих органов, что зачастую не в состоянии повлиять на нахрапистых бизнесменов, которые не желают подчиняться установленным правилам.
Со слов Зыкова, ряд перевозчиков в настоящее время ездит по необустроенным маршрутам (в частности, через крепостную гору, где дорога не оборудована для движения пассажирского транспорта). Увеличивается и количество автобусов, которые работают сверх подписанных договоров, что сказывается на безопасности движения не лучшим образом. Наказать нарушителей крайне сложно: ГАИ признает, что контролировать маршруты передвижения вне рамок ее компетенции, а транспортная инспекция не имеет действенных рычагов воздействия. Ну, вроде бы, подавали на кого-то в суд, однако безрезультатно. Что же, остается ждать трагедии?
Вывод, который делает городская власть, однозначен: надо взять в свои руки процесс распределения маршрутов, включая и давно действующие. А для пущей справедливости разыгрывать каждый из маршрутов на конкурсе. Лучше бы, конечно, на аукционе, используя в качестве основного аргумента универсальный инструмент - деньги: кто даст больше, тот и прав. К слову, у городского комитета по управлению муниципальным имуществом, возглавляемого Сергеем Зыковым, опыт в проведении аукционов вполне солидный: и муниципального имущества, и прав аренды таким образом реализовано изрядно. Однако против такого подхода по отношению к правам эксплуатации пассажирских маршрутов уже выступила прокуратура. Пришлось заменить аукцион конкурсом, хотя, со слов Зыкова, ущербность последнего в данном контексте ему вполне заметна.
Теперь о том, с чем согласиться нельзя. Пытаться обезопасить систему пассажирских перевозок путем введения дополнительного оброка на автобизнесменов - то же, что лечить геморрой кастрацией. Поскольку предприниматели, выигравшие конкурс путем "голосования рублем", будут всеми путями стремиться как можно скорее вернуть потраченные (чаще всего, заемные) средства. В лучшем случае повысят оплату проезда, внеся соответствующий пункт в калькуляцию своих накладных затрат. В худшем - станут еще пуще нарушать правила дорожного движения и установленные правила перевозок (первое, к слову, не исключает второго). Уже сейчас специалисты отмечают тенденцию "отстоя" автобусов на "хлебных" остановках в целях максимального заполнения салона. Как результат, "пробки" у посадочных платформ и "гонки на выживание", дабы нагнать свой график.
Ежели власти на самом деле озабочены обеспечением безопасности, соответствующие требования следовало бы внести в типовые договоры с предпринимателями и расторгать отношения при их несоблюдении. Работая, само собой, совместно с контролирующими структурами.
Не совсем понятны и резоны назначения сумм "выкупа" маршрутов. По словам Сергея Зыкова, деньги, которые планируется экспроприировать у бизнесменов в обмен на право возить новокузнечан, сложились из сумм, что прописаны в калькуляциях затрат по маршрутам, подготовленных специалистами управления по транспорту и связи. "В этом случае есть элемент субъективизма", - признал замглавы. В Положении о проведении конкурса прописано, что средства направляются в бюджет города и используются на благоустройство маршрутной сети. Хотелось бы поверить…
Показателен и состав конкурсной комиссии: шесть чиновников городской администрации и два депутата. Ни одного представителя ГИБДД или транспортной инспекции, что могли бы прояснить ситуацию в отношении соблюдения соискателями прав на пассажирские перевозки норм безопасности! Не говоря уже об участии в процессе определения наидостойнейших со стороны, скажем, общественных организаций…
Фактически уклонился Сергей Зыков и от ответа на вопрос об освещении в средствах массовой информации хода конкурса (соответственно, и конкурсов, которые последуют за первым). Результаты-де будут опубликованы, по всем остальным вопросам - обращайтесь в пресс-службу… Увы, практика проведения муниципальных конкурсов, скажем, на предоставление жилищно-коммунальных услуг свидетельствует о предельном субъективизме чиновников при принятии решений, что касаются всех горожан, но принимаются келейно, за семью дверями, без объяснений и комментариев.
Такие решения не просто противоречат интересам граждан, но оспариваются затем в судебном порядке. А это о чем-то да говорит…