Как продать то, чего нет
5/8/04

Городские власти определились со временем проведения первого в Новокузнецке конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах: он состоится в конце сентября. Точная дата будет названа в двадцатых числах августа, вместе с официальным объявлением о конкурсе.

На первый конкурс, впрочем, будет выставлено лишь три маршрута, да и то не действующие на сегодняшний день, а вновь вводимые. Претенденты уже имеются в наличие, и конкуренция обещает быть острой. Бизнес этот при всех негативных тенденциях остается весьма привлекательным. Но - лиха беда начало: через конкурс, по задумке городских властей, должны будут пройти не только новые, но и все новокузнецкие маршруты. И это очень сильно беспокоит автопредпринимателей.

"Положение о порядке организации и проведения конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на городских и пригородных автобусных маршрутах", принятое городскими депутатами в конце мая текущего года и вытекающие из оного распоряжение городской администрации и Положение о деятельности конкурсной комиссии от 7 июня вызвали бурную реакцию бизнесменов-транспортников. Представители частного извоза вполне резонно усмотрели в новациях угрозу своим интересам.

Цели, декларируемые в официальных документах, выглядят вполне пристойно: обеспечить безопасность дорожного движения, повысить качество обслуживания, развить конкуренцию, а также пополнить бюджетную сеть города. Более того, власти вроде как даже позаботились об интересах рядовых новокузнечан. В числе пяти критериев, согласно которым конкурсной комиссией и должно приниматься решение, первые три таковы: "количество льготных категорий пассажиров, предлагаемых к перевозке"; "возможность постановки на маршрут автобусов большой вместимости" и "оборудование автобусов громкоговорящей связью".

Четвертый пункт - размер месячной заработной платы водителей и кондукторов - порадует, судя по всему, рядовых сотрудников автобизнеса и налоговых инспекторов. Ну, а пятым пунктом скромно значится "предлагаемая участником конкурса плата за право пользования маршрутом". Этот-то критерий и вызвал бурный протест давно работающих на городских маршрутах извозчиков: грабеж, мол.

Заставляет задуматься и еще одна махонькая ремарка опубликованного Положения: конкурсная комиссия вправе принимать во внимание… репутацию участников конкурса. А это, в отличие от размера мзды в муниципальную казну, штука субъективная и может расцениваться чиновником весьма своеобразно, исходя из своих представлений и личных взглядов. Кроме того, фактор платы за пользование маршрутом, которую конкурсанты должны сами определять и предлагать (не зная, к слову, сколько дал его конкурент) - палка о двух концах. Ведь далеко не секрет, что среди прочих равных обязательно находятся некоторые, которые равнее. Которые чуть ближе, чуть информированнее, чуть гибче…

Сторонников проведения конкурса среди автобизнесменов нам обнаружить так и не удалось. "Мы даже не собираемся участвовать ни в каких конкурсах!, - заявили нам представители некоторых объединений автопредпринимателей. - За что мы должны платить? За то, чего нет? Мэрия предлагает нам купить дорогу с остановками? Нет. Тогда что?.. Мы сами купили транспортные единицы, сами организовали свои маршруты, сами платим все налоги и сборы и еще выполняем кучу требований, которые предъявляют нам власти. Как работали, так и будем работать!".

Председатель конкурсной комиссии, первый заместитель главы города Сергей Зыков, не менее категоричен в оценках: "Вы даже не представляете себе, насколько глубоко повязли некоторые в этом бизнесе! Откуда только ни приходят ко мне возражения!.. Несколько лет назад мы ввели положение о том, что право аренды муниципальных помещений будет разыгрываться на конкурсе - крику было столько же. Часть предпринимателей в ветхозаветные времена взяли часть помещений на Металлургов, каждый год продлевали договора, а площади сдавали в аренду. Я поломал эту схему, когда заставил их выйти на аукцион. И мы оказались в этом правы, понемногу навели здесь порядок.

Нынешние извозчики тоже хотят для себя каких-то льгот, доказывают, что имеют какие-то заслуги, потому что ездят по этим маршрутам столько лет. Вы что, родные, из каких времен эта песня?.. Собственники этих автобусов в каких только структурах ни засели! Один-два-три автобусика есть - хорошо, денежки капают… Они мне говорят: "Слушай, Зыков, ты кончай с этими конкурсами, давай мы как-нибудь тебе деньги заплатим… Нет, я хочу, чтобы это было понятно и прозрачно. Если у тебя автобус, если хочешь работать, пользу людям приносить - добивайся, борись… Все хотят, чтобы все демократично было, но когда имуществом обрастут, то демократия заканчивается. Нет, не будет так, конкурс останется. Я добьюсь, чтобы он каждые пять лет проводился, и чтобы побеждал достойный".

Страсти накаляются, и апогея они достигнут к осени, когда автовладельцам придется бороться за сохранение своего бизнеса. Гарантия же беспристрастности и объективности в вопросе распределения прав на осуществление пассажирских перевозок одна - предельная открытость и "прозрачность" решений. Гласность, одним словом. Понятие, еще недавно популярное, но уже начинающее забываться.
mailto: babikov@kuzrab.ru