Жираф большой? Ему видней?
14/08/04

Хорошо депутату: он придумывает льготы для граждан, но не отвечает за их исполнение. Хорошо министру - он отвечает за финансирование льгот, но сидит высоко и как выглядят автобусы в каком-нибудь занюханном Новокузнецке, знает только приблизительно; слова новокузнечан, которым эти льготы адресованы, до высокого слуха не долетают вовсе.

Хорошо бизнесмену, что катает свои ПАЗики по маршруту: денежку с гражданина берет, но о льготах слышать не хочет - мало ли каких законов там, наверху, ни понапридумывают!.. Хорошо и муниципальному чиновнику, отвечающему за транспорт: всегда можно тыкнуть пальчиком в небо - денег, мол, сверху не сыплется - и взятки гладки. Еще лучше чиновнику областного калибра, что равноудален от верха и от низа государственной пирамидки. Ни спросить с него, ни потребовать, зато слово его - чуть не закон.

Всем хорошо. Одним льготникам как-то не очень. Право на бесплатный проезд есть, а самого проезда нет: муниципальный автотранспорт скончался, а в ПАЗиках их удостоверения вызывают у водителей и кондукторов приступы бешенства. Положение дурацкое - как у беззубого, которого угощают семечками. Когда бы просто врали, а то ведь еще и запудривают мозги… Вот и два письма - за подписью замгубернатора А. Копытова и начальника правового управления областной администрации Н. Кошелевой, что были напечатаны в "Кузнецком рабочем" за 12 августа, окончательно поставили в тупик законопослушных граждан.

Попробуем отделить мух от котлет.

Замечание номер один: ни правовед областной администрации, ни замгубернатора, ни сам президент державы не вправе отменять федеральные законы и решения суда, если, конечно, исходить из того, что мы живем в демократическом государстве, а не в первобытном племени. Закон же, хоть ты тресни, предписывает транспорту общего пользования, кроме такси, перевозить определенные категории граждан на льготных принципах. А решение Федерального суда Центрального района от 9 марта этого года не только подтвердило законность закона "О милиции", в частности права правоохранителей на льготный проезд, но и однозначно определило, что частные ПАЗики, вытеснившие муниципальный транспорт из Новокузнецка, к категории "такси" относиться никак не могут и милиционеров бесплатно возить обязаны.

Замечание номер два: очень уж лихо замгубернатора отнес автобусы, не участвующие в выполнении муниципального или областного государственного заказа к маршрутным такси. Чохом. По признаку нехватки денег, так сказать. Эдак завтра не хватит средств на госзаказ для горэлектротранспорта - и в "маршрутные такси" определят и троллейбусы с трамваями?!.

По словам представителей городского управления по транспорту и связи, в Новокузнецке действительно есть автобусы, зарегистрированные как маршрутное такси. Их немного, около десятка или чуть более того. Отличительными признаками являются как минимум "шашечки", перевозка граждан исключительно в сидячем положении, а также кассовый аппарат в салоне… К слову, несколько лет назад, когда налоговые органы Новокузнецка вконец замучили автопредпринимателей требованиями установки касс в каждом ПАЗике, те обратились в областной суд и доказали, что транспортные единицы, бегающие по городу - никакие не маршрутки, а стопроцентные автобусы. С тех пор вопроса об установке контрольно-кассовой техники в салонах не поднимается. Ну, а потуги г-жи Кошелевой обосновать, почему "маршрутное такси" стоит приравнять к простому "такси", не стоят и выеденного яйца. Тем более, что суд, повторим, уже ответил на этот вопрос.

Замечание номер три: никто из предпринимателей не стал бы ломать копий и скандалить с милиционерами и прочими льготными категориями, когда бы получал компенсацию от государства за предоставленную льготу. Но ее нет. Между тем наш депутат Госдумы Сергей Неверов на недавней встрече однозначно заявил, что федеральные власти на все сто процентов выполняют свои обязательства по финансированию предусмотренных законом льгот. То есть деньги в полном объеме поступали и поступают в субъекты федерации, в том числе и в Кузбасс. Где они? Что значит "дефицит бюджетных средств", на который ссылается г-н Копытов? Что на полученные деньги кому-то поставили пластиковые окна, а кто-то слетал отдохнуть в Грецию или Объединенные Арабские Эмираты, а вот новокузнецким льготникам, вы уж извините, ничего не обломилось?..

По словам представителей управления по транспорту и связи, в течение нескольких лет из области не поступает ни копейки денег на компенсацию затрат муниципальных пассажирских автопредприятий по перевозке льготных категорий населения. В результате на городских маршрутах осталось от силы два десятка дребезжащих развалюх. В прошлом году доведенные до ручки новокузнецкие ПАТП номер один и четыре обратились в суд (!) и после продолжительной тяжбы отсудили долги за 2003 год, больше четырех миллионов каждому. Четвертому автопредприятию пока удалось получить около четырехсот тысяч, первому - даже более пяти миллионов. Что неудивительно, если учесть, что общий долг обоим предприятиям - более тридцати миллионов рублей! А остальные-то деньги где-то "крутятся"! К слову, кроме новокузнецких, ни одно из муниципальных ПАТП Кузбасса судиться с областной администрацией не рискует…

И, наконец, последнее. Возможно, морального права на льготный проезд у сотрудников милиции (прокурорских работников, военнослужащих и т.д.) не больше, нежели, скажем, у врачей с педагогами и их детей. Но льготы-то им установлены государством; исходя из этих правил игры эти граждане в свое время выбирали профессию и исполняют сейчас свой профессиональный долг. И дело даже не в жалких семи рублях, что с них требуют, а в справедливости. А здесь одно из двух: или она есть, или ее нет. Здесь и сейчас, а не в 2005-м.

mailto: babikov@kuzrab.ru