НА ГЛАВНУЮ

Каталы

(27 июля 2004 г.)

Что-то непонятное происходит со льготами на проезд в общественном транспорте. Их вроде как нет, хотя они и есть. Де-юре не стыкуется с де-факто, обещания не подтверждаются реальными делами. Люди растеряны и озлоблены. Это - свобода? Это - порядок?

На днях при мне из автобуса вытолкали чуть не взашей женщину-милиционера, претендующую на льготный проезд. Наивная, она пыталась сослаться на судебное решение! Поговорить с кондуктором и водителем на родном юридическом языке! Щас! Скуластый водила, всяких там академиев не кончавший, поставил вопрос ребром: "Там, в этом решении, про мой автобус че нибудь написано? Нет? Все, свободна, вылазь, кому сказал! На своих ментовских бобиках ездий!..".

А еще на прошлой неделе бабушка из Куйбышевского района звонила по два-три раза на день, вопрошала: "Так есть у нас, семидесятилетних, льгота на проезд или нет? Ведь обещали, что будет: не так уж и много нас, и ездим мы нечасто… Ты скажи, голубчик, если нет, то нет. Но ведь у вас-то написано было, что нам льгота положена. Кому же жаловаться теперь?".

Наконец, несколько человек, в числе которых труженики тыла и ветераны войны, с обидой сообщили, что их, стопроцентных льготников, отдельные предприниматели не хотят больше возить по удостоверениям по той причине, что "льготы вообще отменяют". То есть пока пинка под зад не дают, но аншлаги с автобусов сняты и людям дают понять, что им делают одолжение. Что их просто терпят.

Даром что замена льгот денежной компенсацией произойдет самое раннее с января 2005-го, да и то в случае, если закон будет принят и утвержден в предложенном виде.

Даром, что решение о предоставлении льготного проезда новокузнечанам старше семидесяти принимали сами автопредприниматели на совете бригадиров в марте этого года. Сделать широкий жест оказалось проще, чем выполнить обещанное. Вскоре между бизнесменами и их объединениями начался раздрай, после чего частные извозчики, один за другим, поотказывались от предоставления льготного проезда тем, кому за 70. Говорят, некоторые еще возят, но если это и так, то погоды это не делает.

Даром, что судебное решение от 9 марта лишь подтвердило обоснованность претензий милиционеров на льготу по проезду в частном автотранспорте общего пользования. Право же это не только им, но и ряду других категорий (военнослужащие, "чернобыльцы", судьи и так далее) дают федеральные законы. Которые действуют на всей территории Российской Федерации, даже и в Новокузнецке. И которые надлежит выполнять, будь ты хоть трижды частник. Твой автобус, пусть и купленный на кровью и потом заработанные деньги, ты используешь не для личных нужд, а предоставляешь его для проезда граждан, в качестве одной из составляющих системы общественного транспорта. И это наряду с правом извлекать прибыль налагает и определенные обязанности…

Хитроумное решение "перевести стрелки" предприняло недавно одно из объединений предпринимателей. В своих автобусах бизнесмены вывесили объявления о том, что льготы "уважаемым милиционерам" не предоставляются по той причине, что они, в смысле, льготы, "не заказаны" городской и областной администрациями. Что вызвало шквал звонков в мэрию и нервный тик у высоких чиновников.

Руководство городского управления по транспорту и связи скрипит зубами, но встречаться с журналистами дабы разъяснить свою позицию, наотрез отказывается. Почему - понятно: придется отвечать на нелицеприятные вопросы. Например, как получилось так, что муниципальных автобусов на дорогах Новокузнецка нынче "усохло" до мизера (ржавыми дверями громыхает не более двух десятков дедушек-ЛиАЗов), а численность чиновников, отвечающих за их функционирование, осталась прежней? Или куда деваются деньги из городского бюджета, более ста миллионов по году, что должны идти на функционирование автотранспорта? Или почему федеральные деньги на реализацию льгот не доходят до нашего города, "оседая" в Кемерове? А если доходят, то почему ни копейки не причитается тем предпринимателям, что перевозят-таки ветеранов, инвалидов, блокадников?..

Поддержание чиновничьих кабинетов в должном порядке - вещь, безусловно, полезная. Хотелось бы только, чтобы и граждане также ощущали некоторую пользу от руководства городским транспортом. Потому как только при наличии определенности и стабильности в этом вопросе не будет возникать лишних вопросов ни у милиционеров с прочими льготниками, ни у пожилых горожан, ни у автопредпринимателей, ни даже у журналистов…

НА ГЛАВНУЮ