Назад, на ГЛАВНУЮ страничку!...можно и не читатьНетленка - она и есть нетленкаАрхивы 2004-2005 годовО хороших людях и интересных страничках

У свободы недетское злое лицо
21/03/06
"Скорей бы апрель... В апреле по десять рублей будете платить: заколебала уже эта мелочь!", - недовольно бубнит кондукторша "маршрутки", пересчитывая в ладошке груду десятикопеечных монеток. Ну да, конечно: соль, сахар, бензин, тот же хлеб дорожают... а мы, транспортники что, лысые?..

Чиновники на вопрос о перспективах увеличения стоимости проезда - как партизаны на допросе: "точной информации пока нет... положение сложное... ближе к апрелю будет видно". Между тем отпечатанные билетики стоимостью 10 рублей в наш город уже поступили (молодцы, вовремя успели, а то с восьмирублевыми - помните? - заминка была).

Известно и то, что областной департамент цен и тарифов расчеты себестоимости пассажирских автоперевозок от новокузнецких предпринимателей уже принял и на этот раз претензий к их обоснованности не имеет. Все готово, дело за "кивком" сверху. Поданные новокузнечанами расчеты, между прочим, были не на десять, а на все шестнадцать рублей. И то, что областные чиновники не смогли придраться и оспорить цифры - скверный знак для нас, пассажиров.

В два раза стоимость проезда сиюминутно, конечно, не поднимут: все ж таки выборы на носу... Но есть все предпосылки к тому, что "круглая", десятирублевая стоимость проезда продержится недолго. Главная предпосылка - возврат новокузнецких чиновников к идее, что не первый год владеет их умами, - идее "дойки" предпринимателей путем проведения конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок. На днях окружной арбитражный суд отказал новокузнецким бизнесменам в удовлетворении кассационной жалобы, где последние пытались опротестовать положение о конкурсе. Таким образом к настоящему моменту у чиновников развязаны руки и первые массовые конкурсы должны состояться уже в этом году.

Подготовка к процедуре проведена бюрократически грамотно, целенаправленно и последовательно . Сперва было объявлено, что по конкурсу будут "разыгрываться" только новые маршруты... однако согласно прошлогоднему решению коллегии городской администрации уже все (!) маршруты в Новокузнецке должны распределяться на конкурсной основе.

Сперва предполагалось, что конкурсы будут разовой процедурой, затем выяснилось, что на один и тот же маршрут они могут быть проведены не раз. Наконец, проведена "генеральная репетиция" в виде дважды проведенного конкурса на маршруты 34, 34а, 87. Блин вышел комом (где они, эти маршруты, ау!), но галочка проставлена и о том, что "все путем", бодро доложено тому, кому надо. Более того, в конце апреля-начале мая будет проведен конкурс на все тот же 87-й и еще на 85-й маршруты.

Первоначально минимальная сумма, которую конкурсанты должны были заплатить за каждый поставленный на маршрут автобус, была определена в 190 тысяч рублей, но затем резко снижена - до 35 тысяч за один график. Однако согласно условиям конкурса победит тот, кто предложит (заранее, вместе с прочими условиями, в запечатанном конверте!) более высокую сумму - и 190 тысяч тут далеко не предел.

Проблема в том, что расходы, понесенные бизнесменами в процессе участия в конкурсе, они безусловно включат в себестоимость своих услуг - и будут требовать тогда не 16-ти, а всех двадцати рублей за проезд. И специалисты областного департамента, будьте уверены, признают обоснованность расчетов, а городские - возьмут "под козырек" и закажут билетики с другой номинальной стоимостью...

Ну, а предприниматели, будучи ободранными как липка, вряд ли станут предоставлять льготы, как то практикуется сейчас. Логика очевидна: если чиновникам деньги важнее интересов граждан, почему тогда должны эти интересы соблюдать бизнесмены???

Мы платим налоги и вправе рассчитывать на то, что колесики городского механизма будут крутиться: в квартирах будет тепло, в магазинах - товары, на улицах - автобусы, работающие как часики.

...Очень хорошо помню то время, когда весь городской транспорт был в ведении городских властей. Дожидаться нужный маршрут приходилось подолгу; в часы пик автобусы брались приступом; водители часто попросту останавливались метров за сорок от остановки и только самые шустрые из пассажиров успевали, если повезет, добежать и нырнуть в салон...

Сейчас не так. Около семисот частных ПАЗиков ежедневно перевозят сотни тысяч новокузнечан, не брезгуя подбирать людей между остановками: копейка лишней не будет. Не сказать, что проблем нет вовсе (нареканий разного рода больше, чем нужно!), но добраться до нужного места, как правило, можно, и достаточно быстро. Транспортную карусель заставляют крутиться, в основном, предприниматели, рискнувшие своими деньгами. Они платят налоги. Они выплачивают, не задерживая, зарплату своим работникам. Они не требуют от города денег, бензина, запчастей, как муниципальные предприятия, некоторые еще и умудряются предоставлять льготы.

Вроде бы всем должно быть хорошо. Плохо только господину чиновнику, которому страсть как хочется переделить маршруты "по-другому, по-честному" .

...В свое время первый заместитель главы города Сергей Зыков в обоснование решения о конкуре на маршруты признавал: "Вы даже не представляете себе, насколько глубоко повязли некоторые в этом бизнесе! Откуда только ни приходят ко мне возражения!.. Собственники этих автобусов в каких только структурах ни засели!" . Это должно было убедить. Но убеждает как раз в обратном. Бюрократический передел маршрутной сети на руку как раз тем самым, которые "засели" и "повязли". А не тем, кто предоставляет льготы и борется за право честно работать.

Что же касается объективности проведения конкурсов... Был ли хоть один из проведенных в Новокузнецке конкурсов осуществлен гласно, чтобы заинтересованным лицам стали понятны резоны выбора в пользу победителя? Я не припомню. Зато помню ответ г-на Зыкова на вопрос, смогут ли представители прессы присутствовать при определении победителя конкурса. Ответ отрицательный: прессе объявят только результаты.

Вспоминается в этой связи и отмена Кемеровским Арбитражным судом решения конкурсной комиссии на отбор подрядчиков по текущему ремонту и техническому обслуживанию муниципального жилищного фонда весной 2004 года. Если бы не судебные разборки, мы бы и не узнали никогда, что тогда из пяти участников к конкурсу был допущен только один (который и стал в итоге победителем); кроме того, отмечен ряд нарушений , послуживших причиной отмены результатов того конкурса... Отчего такая избирательность в подходе - догадайтесь с трех раз.

К слову, состав той комиссии частично повторяет состав утвержденной комиссии, в чьей компетенции определение результатов конкурса на осуществление пассажирских перевозок...

История повторяется?..