Такие шахты нам не нужны?
17/3/05
На этой неделе прокуратура Кемеровской области объявила, что намерена добиться приостановки работы опасных для жизни предприятий угольной компании «Южкузбассуголь». Исковые заявления с соответствующими требованиями прокуроры Новокузнецка и Междуреченска уже направили в местные суды, прокуроры Белова и Осинников намерены это сделать. В числе опасных обозначены две новокузнецкие шахты – «Есаульская» и «Юбилейная»; иск о приостановке их деятельности подан в суд прокуратурой Заводского района.

Еще семь предприятий УК «Южкузбассуголь», вызвавших нарекания прокурорских работников, расположены в Междуреченске, Белово и Осинниках. Часть исков о приостановке деятельности этих предприятий уже поступила в суды, часть готовится к подаче. На первый взгляд, крутое решение прокурорских работников вызвано чередой трагичсеких случаев на угольных предприятиях Кузбасса, в первую очередь, на шахтах Южкузбассугля.

Напомним, крупнейшими катастрофами последнего года стали трагедии на шахте «Тайжина» в Осинниках, где в результате подземного взрыва погибли 47 человек и на «Есаульской», унесшей жизни двадцати пяти шахтеров и горноспасателей. Оба предприятия принадлежат компании. На обеих проводилось уголовное расследование по факту массовой гибели горняков. На «Тайжине» расследование завершилось ничем: после многомесячного изучения обстоятельств чья-либо конкретная вина за нарушение норм техники безопасности при проведении горных работ, повлекших трагические последствия, установлена не была, и прокуратура вынесла постановление о прекращении расследования «за отсутствием события и состава преступления».

Расследование катастрофы на «Есаульской» правительственной комиссией также завершено; выводы были озвучены на пресс-конференции 17 февраля. Выводы получились весьма приятными слуху руководства УК «Южкузбассуголь». Персональной вины за действия (бездействие) ни на кого из действующих лиц возложено не было. Как заявил заместитель председателя правительственной комиссии Владимир Артемьев, «действия персонала, ответственного за ведение работ по ликвидации аварии, спасательным работам, комиссия определяет как правильные… На сегодня могу сказать, что прямых ответственных лиц комиссия не усматривает».

Однако расследование катастрофы на «Есаульской» следственной группой областной прокуратуры продолжается. И информация о приостановке деятельности ряда шахт компании со стороны прокуратуры создавала впечатление, что жесткие меры прокурорского реагирования связаны с конкретными результатами работы этой самой группы. Это, увы, не так: по словам сотрудников следственной группы, о каких-либо итогах, даже предварительных, говорить пока рано, и к инициализации исков по приостановке деятельности шахт УК «Южкузбассуголь» результаты работы группы никакого отношения не имеют. Более того, о поданных исках эти сотрудники сами узнали из средств массовой информации…

Тогда напрашивается вывод: шахты закрывают, поскольку трагические последствия налицо, а человеческий фактор не выявлен. Звучит логично: если с подвесного мостика через реку или ущелье постоянно срываются и гибнут люди, то проход по этому мостику следует запретить! Однако на поверку выяснилось, что на самом деле закрывать шахты никто не собирается. Иски в суды были поданы с целью добиться выполнения требований закона.

По сообщению пресс–службы областной прокуратуры, «проверки на всех угледобывающих предприятиях ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» показали, что повсеместно не аттестованы по условиям труда рабочие места, не сертифицированы работы по охране труда, фактически работодатели устранились от многочисленных обязанностей, которые возложены на них Трудовым кодексом РФ (ст. 212)… От результатов аттестации зависит, можно ли эксплуатировать тот или иной участок или цех, использовать оборудование… Экономить на аттестации — значит не только нарушать закон, но и создавать условия для будущих аварий с гибелью людей». Аттестация рабочих мест, предусмотренная действующим законодательством, процедура трудоемкая, но при желании все формальности можно уладить. И руководство предприятий и компании этим вопросом занимается. Причем, по «Юбилейной» требования по аттестации, со слов прокурора Заводского района Анатолия Полозова, уже выполнены и соответствующие документы представлены; по «Есаульской» мероприятия по аттестации проводятся в настоящее время. Похоже, аналогичным образом разрешится ситуация и с предприятиями, расположенными в Междуреченске, Белове и Осинниках.

То, что предусмотренные законодательством меры будут реализованы, безусловно, хорошо. И внимание к аспектам безопасности ведения горных работ никогда не излишне. Однако истинную меру ответственности шахтерское руководство будет испытывать только тогда, когда будет знать, что расследование любого из инцидентов, происшедших на угольном предприятии, будет производиться объективно, а наказание за прегрешения окажется адекватно и неотвратимо.

Но для этого необходимо как минимум, чтобы высокие комиссии, расследующие обстоятельства очередной трагедии, чувствовали ответственность перед гражданами и были независимы от знаков внимания угольных генералов. Чтобы освещались все аспекты трагедии, а предпосылки к новым ЧП ликвидировались в зародыше. Чтобы руководство шахты и компании было кровно заинтересовано в сохранении жизни и здоровья каждого из своих работников.

Только тогда жены, матери и дети, отправляя своих мужей, сыновей и отцов в забой, могут быть уверены в том, что дождутся их живыми и здоровыми.