Авторский сайт
БАБИКОВА  СЕРГЕЯ  ВАЛЕРЬЕВИЧА
Предыдущая           На главную          Следующая
Танком   горю не поможешь
(ноябрь 2003 г.)

у, накрылись мои колеса медным тазиком, - сообщил мне мрачно на днях друг детства Володя. - Теперь все к чертовой матери на страховку уйдет".

"Переобуть" автомобиль товарищу пора давно. На "летней" резине нынче ездить непросто и небезопасно. Да со средствами вечная проблема: на зарплату медика особо не разгуляешься. Скопить тысячи четыре, в общем-то не вопрос, да накопления уходят как вода сквозь пальцы: если еще от получки до получки протянуть можно, то в случае непредвиденных расходов не то что лишней копейки не остается - еще и в долг залезать приходится.

Володькину мечту о приличных колесах, по его мнению, "накрыли медным тазиком" депутаты Госдумы. Сначала - приняв закон об обязательном страховании "автогражданки". Затем - дав надежду на пересмотр его положений. И, наконец, отказавшись на прошлой неделе от пересмотра закона и отсрочки введения его в действие. Заболтав, замутив - и вроде как забыв за более неотложными вопросами…

Шум относительно "грабительского" в отношении автовладельцев закона улегся на удивление быстро, как пыль, прибитая дождем. Еще месяц тому думцы микрофон друг у друга вырывали, чтобы высказать свое "фу" в адрес непопулярного (пусть и принятого ими же) законодательного акта. А несколько дней назад народные избранники рассмотрение во втором чтении поправок в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) тихо-тихо сняли с повестки дня. Под предлогом, что в оставшееся до выборов время-де никак не успевают его рассмотреть, отдали решение на откуп Думе нового созыва.

Таким образом вероятность положительного решения данного вопроса приближается к нулю: процедурные церемонии и дележка портфелей традиционно отнимают у народных избранников массу времени и сил - это раз. Новоиспеченные депутаты вряд ли дружно поддержат гуманный порыв своих предшественников (несмотря на то, что львиная доля "слуг народа", по всему, останется на насиженных местах) - два. Одобрения поправок со стороны верхней палаты думцам опять-таки не дождаться, а резона идти на конфликт у них нет - это три. А тем временем в январе ГАИ уже начнет немилосердно штрафовать любого, у кого отсутствует страховка, и в очередь к страховщикам неизбежно выстроятся даже те, кому с техосмотром можно подождать и до мая-июня: куда уж тут до изменений правил игры…

Наконец, наши депутаты не смогли не расслышать громкого "цыц" из президентских апартаментов. Как раз после получения путинского письма этот вопрос и оказался быстренько "замят". В письме главы государства, в частности, значилось: "не оспаривая механизмов совершенствования обязательного страхования ответственности транспортных средств, нельзя согласиться с изменением сроков введения в действие закона об обязательном страховании автогражданской ответственности…". Куда уж яснее!

Страховщики ликуют: поправки не прошли, угроза сверхдоходному бизнесу практически минула. По словам новокузнецких представителей страховых структур, с минувшей недели поток желающих оформить ОСАГО заметно вырос, а с текущей ожидается его увеличение. Не надеясь на посулы отдельных кандидатов в депутаты, что в предвыборном угаре по-прежнему катаются по экрану на танке, пугают красномордых гаишников и обещают не дать в обиду водителей, люди стремятся обезопасить себя в будущем.

Ибо простая логика подсказывает: чем ближе к новогодним праздникам, тем больше времени и сил придется отдать за обладание страховкой и стикером. Согласно официальным данным, пять из тридцати миллионов российских автовладельцев процедуру получения ОСАГО уже прошли. Осталось однако двадцать пять миллионов - а это, как ни крути, пять из шести автомобилей, и львиная доля их должна будет обзавестись полисом в ближайшие месяц-полтора. Стоит добавить сюда транспорт, принадлежащий бюджетным организациям: если в текущем году закон дозволял этим единицам (коих на самом деле десятки и сотни тысяч) обходиться без страховки, то в грядущем году - извините…

Единственным позитивным моментом от депутатской популистской волны можно считать то, что исполнительная власть таки призадумалась относительно размеров взимаемой с автовладельцев мзды за полис ОСАГО. Премьер Касьянов пообещал, что по результатам работы страховых компаний в 2003 году базовая ставка (на текущий момент 1980 рублей) может быть пересмотрена - очевидно, в сторону уменьшения. Поскольку информация о размере взимаемых и выплачиваемых страховыми компаниями сумм свидетельствует о том, что собирается денег гораздо больше, чем в итоге выплачивается страховых возмещений.

Хотелось бы верить, что государственная верхушка осознает тот факт, что страховщикам и властям жировать за счет рядового автовладельца аморально и недальновидно. И не нужно кивать на развитой Запад, где ОСАГО давно стало привычным: нам бы их заработки и пенсии - тогда был бы другой разговор. Недурно было бы и снизить для Новокузнецка коэффициент, установленный в размере 1,3, что ставит нас в один ряд с такими мегаполисами, как Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород. Как ни крути, дорожная ситуация в нашем городе на порядок более спокойная, чем в крупнейших городах державы.

…Что же до Володи, страховать свою автогражданскую ответственность он собирается уже на этой неделе: деваться некуда. "А что же с колесами: менять не будешь?", - поинтересовался я. "Обойдусь, - невесело ответил приятель. - А попаду в аварию - пусть сами страховку выплачивают, раз такие умные все".