НА ГЛАВНУЮ

"Хотите вы или нет, а предоставлять льготы придется"

(3 июля 2004 г.)

В понедельник новокузнецкие перевозчики-частники собрались на общегородское собрание с целью поставить точку в вопросе предоставления льгот отдельным категориям населения.

Вместо точки между тем вышло многоточие. Однозначного консолидированного решения участниками форума принято не было. Да, наверное, и не могло быть принято: слишком болезненный это вопрос и для кошелька, и для самолюбия бизнесменов.

Без ложной скромности, именно "Кузнецкий рабочий" несколько лет назад впервые поднял проблему предоставления льгот общественным транспортом согласно федеральным законодательным актам. Поскольку в законах, регламентирующих этот вопрос, отсутствует ссылка на форму собственности, а доминирующие на новокузнецких дорогах частные "ПАЗики" являются в большинстве своем именно автобусами общего пользования, но никак не маршрутными такси, и тем более не "такси" в привычном смысле этого слова (толковый словарь дает определение такси как автомобиля с оплатой по таксе, счетчику).

Более всего преуспели в отстаивании своего права на бесплатный проезд сотрудники милиции, одна из категорий, коей это право предоставил еще закон, датированный 1991-м годом. Да, тогда была другая общественная и экономическая ситуация; возможно, закон морально устарел, но он не отменен! Де-юре сотрудники внутренних органов имеют право на льготу, как и некоторые другие категории граждан. Но в отличие, скажем, от военнослужащих или чернобыльцев, которые также вправе претендовать на бесплатный проезд, милиционеры в Новокузнецке куда более многочисленны, организованны и имеют некоторые рычаги воздействия на извозчиков.

Что и показало последнее полугодие, когда был организован судебный процесс над отказавшимися провозить сотрудников городского УВД бизнесменами; в то же время возникло немало прецедентов насилия в отношении перевозчиков, которые и слышать ни о какой льготе не хотели. Дуло пистолета, направленное в лицо водителю и кондуктору и постановка автобуса строптивцев на штрафную стоянку - наиболее сильные, хотя и не единственные, аргументы правоохранителей.
Впрочем, другая сторона сугубой робостью в ходе конфликта также не отличалась. Работников в погонах (зачастую, женщин) оскорбляли, пытались отобрать у них документы, а то и попросту вышвыривали из автобусов. Справки медсудэкспертизы о телесных повреждениях вполне
могут дать начало и уголовному разбирательству.

Между тем судебный процесс был выигран сотрудниками милиции в марте, а в мае решение вступило в законную силу. По мнению прокуратуры, а позицию ее на собрании озвучил старший помощник прокурора Центрального района Татьяна Ижболдина, решение это является обязательным для всех перевозчиков и в отношении всех категорий населения, льгота коим предоставлена федеральным законодательством. На ропот бизнесменов г-жа Ижболдина отреагировала словами "Хотите вы или нет, а предоставлять льготы придется". В случае однозначного и жесткого отказа к предпринимателям будут приниматься меры прокурорского реагирования, вплоть до отзыва лицензии.

Другой вопрос - бюджетная компенсация извозчику за предоставленную услугу. Действительно, даром катать кого бы то ни было никто не обязан, ни частник, ни муниципал. Однако не секрет, что каждым законодательным актом, оговаривающим предоставление льгот, оговорен и механизм возмещения затрат на их реализацию. Просто для того, чтобы получить эти деньги из бюджета (или, того лучше, приучить власть без лишних напоминаний отдавать транспортникам положенное), нужно приложить некоторые усилия.

Как минимум, потребовать от государственной структуры компенсации с обоснованием ее размера. Отдаст? Конечно, нет. Не в таком мы государстве живем, чтобы чиновник супротив своей воли деньги выделил. И тогда придется судиться. Возможно, долго. И без гарантированного результата. Но если нанятые транспортниками адвокаты будут грамотны и настойчивы, исход дела сложится в их пользу, поскольку требование вполне законно. А из прецедента рождается практика, которая, хочется верить, и позволит построить цивилизованные отношения бизнесменов с государством. "Докажите факт предоставления льгот для компенсации затрат и создайте прецедент: пусть поработают ваши юристы", - неоднократно повторяла участникам собрания Татьяна Ижболдина.

Вняли ее словам, как мне показалось, далеко не все. Часть предпринимателей заявила о том, что пока не получит денег или хотя бы гарантий оплаты, никого с корочками в салон не впустит. Часть не без лукавства пыталась внушить своим коллегам мысль о том, что упомянутое судебное решение касается только двух предпринимателей, участвующих в процессе, а остальным его исполнять излишне. Некоторые "горячие головы" и вовсе призывали к общей забастовке новокузнецких транспортников: пусть почувствуют…

И все же, похоже, основная масса необходимость предоставления льгот осознала. Пока только в отношении сотрудников городского управления внутренних дел, которых нынче несложно "отсеять" от остальных, поскольку, по словам заместителя начальника УВД Валерия Бирюлева, новокузнецкие милиционеры с 1 июля получат новые удостоверения с тремя степенями защиты. Возможно, организованная перевозка этой категории и позволит новокузнецким автоперевозчикам в обозримом будущем взыскать с государевых людей энную сумму компенсации.

Лиха беда начало…

НА ГЛАВНУЮ