Назад, на ГЛАВНУЮ страничку!...можно и не читатьНетленка - она и есть нетленкаАрхивы 2004-2005 годовО хороших людях и интересных страничках

«Он есть, но он не виден»
31/03/07
Позавчера мэр Новокузнецка Сергей Мартин приподнял завесу секретности относительно высокого «индекса коррупционности» нашего города, данные о котором озвучили в минувшем декабре Федеральная антимонопольная служба и Счетная палата РФ.

По его словам, после публикаций в федеральной и местной прессе (смотри статью «Дышите глубже: вы взволнованы» в номере «Кузнецкого рабочего» от 21 декабря) выяснилось, что ответственные муниципальные чиновники поступили безответственно и не дали столичным ревизорам по их запросу сведений о том, как в Новокузнецке проводится работа с размещением муниципальных заказов. Ну, а те по умолчанию определили, что никакой работы нет и в помине, и без лишних разборок поместили южную столицу Кузбасса в «черный список». Если эти федеральные ведомства и в самом деле делят города на «беленькие» и «черненькие» по признаку наличия или отсутствия ответа-отписки (что далеко не факт), то грош им цена.

За разгильдяйство своих кресел лишились два муниципальных чиновника, занимающих, по словам Сергея Мартина, «достаточно заметное положение». Но вот что интересно. После негативной оценки положение дел в этой сфере подверглось ревизии со стороны комитета городского контроля, при этом выяснилось, что «работа ведется не на должном уровне» и имеется «ряд серьезных, существенных отклонений от закона». Соответствующим руководителям, само собой разумеется, дано указание уровень поднять, а отклонения устранить. Для пущей наглядности вопрос «О работе структурных подразделений администрации города по размещению муниципального заказа в 2006 году» в четверг был рассмотрен на заседании коллегии.

Пораскинуть мозгами, между тем, есть о чем. В 2006 году за счет городского бюджета проведено 109 тысяч закупок на общую сумму 5,7 миллиарда (!) рублей. Большая часть от этой колоссальной суммы, около трех миллиардов, проходит по графе «объем закупок у единственного источника». Объем конкурсных закупок составляет 2,7 миллиарда (78 процентов закупается через конкурс, 22 процента – через аукцион); еще 38 миллионов рублей потрачено на закупку путем запроса котировок.

Аналитики отметили крайне низкий уровень конкуренции при проведении конкурсов. Так, из 23-х процедур, проведенных за минувший год Управлением капитального строительства, только одна состоялась де-юре, в остальных случаях конкурсы признаны несостоявшимися, поскольку допущен был только один участник. Это, впрочем, не помешало УКСу заключить контрактов на сумму 826 миллионов рублей, при начальной цене в 830 миллионов. Снижение цены контракта на полпроцента можно расценивать как весьма и весьма умеренное. Почему – можно догадаться, исходя из вышеизложенного.

Почти все аукционы признаны несостоявшимися также и по Управлению дорожно-коммунального хозяйства, и по Дирекции единого заказчика. Заметим, что на долю трех указанных структур приходится более половины всех конкурсных закупок.

В целом по городу сокращение бюджетных расходов при использовании конкурсных процедур, по расчетам контролеров, составило 74 миллиона рублей. Сумма крайне невысокая, равная 2,8 процента от начальной цены контракта.

С чувством удовлетворения чиновники отметили, что «случаев дискриминации участников конкурсных торгов не допущено», поскольку не зафиксировано жалоб в вышестоящие органы (как потом выяснилось, две жалобы все-таки были зафиксированы, но они признаны несостоятельными). Отмечен ряд мелких нарушений, которые можно было бы списать на технические ошибки. Хотя, как отметили выступающие, причиной прекращения «разборок» на местном уровне послужила пассивность проигравших, которые не дали своим жалобам хода. Судя по прозвучавшим оценкам, когда бы делами о нарушениях занялись правоохранительные органы, ответственные руководители имели бы весьма бледный вид.

Заметим, что и к нам в редакцию нередко обращаются бизнесмены, руководители известных в Новокузнецке фирм и компаний, которые весьма успешно обслуживают своих клиентов, но регулярно терпят фиаско при участии в конкурсах на предоставление муниципального заказа. Они заявляют о множественных нарушениях и дискриминации, в результате чего контракты заключаются с другими, безызвестными и более «дорогими», фирмами, а бюджет несет убытки. Мы рекомендуем предпринимателям не изображать из себя анонимных жертв произвола, а громко заявлять о своих претензиях и отстаивать свои права в полном соответствии с требованиями закона.

Прецеденты, между тем, имеются. Мы уже сообщали о признании арбитражным судом Кемеровской области недействительными решений конкурсов, проводимых в Новокузнецке в прошлые годы. А на самой коллегии была озвучена информация о расширении числа поставщиков хлеба и хлебобулочных изделий в образовательные учреждения нашего города. В течение нескольких лет поставками занимался один из производителей, чья продукция не вызывала у школьников восторга. Он же был признан победителем и в последнем, но активные действия конкурентов послужили основанием для пересмотра решений. В настоящее время, отметил руководитель комитета образования и науки Михаил Артюхов, школы и детсады Новокузнецка обеспечиваются тремя поставщиками хлебобулочных изделий.

…Вызывают нарекания и постоянные сбои в работе информационно-аналитической системы мэрии: в частности, в нарушение правительственного постановления реестр муниципальных контрактов до сих пор не размещен на сайте администрации (а сам сайт не всегда доступен). Комментарий руководителя технической службы по вопросу наличия на сайте этого реестра - «Он есть, но он не виден» - немало позабавил членов коллегии.

Тем не менее, по оценке заместителя главы города Дины Смертиной, доступность информации о размещении заказов для поставщиков достаточно высока; по вопросам использования открытых конкурсных процедур и уровня конкуренции наш город отстает от областного центра и за 2006 год имеет низкие показатели.

Среди задач по оптимизации работы по размещению муниципального заказа – увеличение штатной численности соответствующего отдела городской администрации, расширение состава конкурсных комиссий, доработка программного обеспечения и обеспечение возможности проведения аукционов в форме электронных торгов. Кроме того, все должностные лица предупреждены мэром об ответственности и призваны к неукоснительному соблюдению закона.