Есаульская. После трагедии
12/2/05

Вчера в Новокузнецке хоронили горняков.

Тринадцать шахтёров шахты "Есаульская", попавших под тот страшный взрыв 9 февраля

Извлечены из шахты тела двадцати двух погибших горняков (все они на данный момент опознаны). Троих пока так и не нашли, о них чуть ниже. Пятеро из тридцати, оказавшихся во время взрыва под землей, живы. Один из уцелевших, Валерий Головко, отказался от госпитализации, ему оказана амбулаторная помощь. Четверо - Сергей Майоров, Виктор Шелин, Андрей Пшеничников и Виктор Зайцев - переведены с множественными травмами и ожогами в Ленинск-Кузнецкий в научно-практический центр реабилитации шахтеров. Оценка их состояния, по данным из различных источников, разнится: от "критического" до "стабильного". Один из пострадавших, Виктор Зайцев, провел под завалом около двенадцати часов…

Девятнадцать из двадцати пяти - новокузнечане; трое горняков проживали в Осинниках, один в Калтане, двое в Прокопьевске. Спасательная операция по поиску и извлечению на поверхность троих оставшихся под землей горняков - заместителя командира взвода Евгения Блохина, помощника командира взвода Валерия Погарского и респираторщика Александра Горбачева - временно прекращена 10 февраля совместным решением государственной комиссии по расследованию причин трагедии и штаба по ликвидации последствий ЧП. Причиной послужила дестабилизация газовой обстановки в подземных выработках.

Угроза жизни и здоровью горноспасателей, производивших аварийно-спасательные работы на "Есаульской", возникла ближе к вечеру 10 февраля. Всего в шахте в тот момент находилось 17 сотрудников ВГСЧ: 10 человек работало внизу в местах возможного нахождения пропавших спасателей, остальные находились на импровизированной базе, примерно в 1500 метрах от места проведения работ. В 16-16.40 вечера приборы стали показывать изменения по концентрации газов в системе вентиляции шахты. Эксперты считают, что начались разрушения и завалы вентиляционных штреков в местах, где ранее был взрыв.

В 17.55 поступило сообщение от работавших внизу горноспасателей о резком повышении концентрации метана, до пяти процентов в течение всего нескольких минут. Немедленно была дана команда срочного отхода, и все сотрудники ВГСЧ благополучно вышли из шахты. Позже вечером произошел взрыв (предположительно, в том же месте, где происходили предыдущие хлопки, которое пока остается недоступным из-за завалов). В связи с осложнившейся обстановкой штабом и госкомиссией было принято решение о временном прекращении аварийно-спасательных мероприятий до разработки программы по дальнейшей локализации аварийного участка.

По оценкам комиссии, на подготовку технических мероприятий потребуется около двух-трех суток. На этот период все аварийно-спасательные работы внутри шахты приостановлены в силу повышенной опасности их проведения… Государственная комиссия под руководством временно исполняющего обязанности руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Андрея Малышева продолжает расследование причин аварии на "Есаульской".

По словам заместителя Генерального Прокурора России Валентина Симученкова, прокуратурой Кемеровской области возбуждено уголовное дело, создана следственная группа, в которую вошли лучшие специалисты в этой области. Перед следствием стоят две основные задачи: установить причину возникновения пожара, для тушения которого горноспасатели спустились в шахту; причину образования газообразной смеси; источник огня, в результате которого произошел взрыв. А также выяснить обоснованность и необходимость направления горноспасателей для тушения пожара именно в данных условиях; установить, имели ли горноспасатели необходимые навыки ведения подобного рода работ и было ли у них все необходимое оборудование для ведения работ и средства защиты. С 9 февраля начато изъятие всей технической документации, расшифровываются показания средств объективного контроля, допрашивается инженерно-технический и руководящий состав шахты. Кроме того, сообщил Симученков, прокуратура Кемеровской области начнет проверки всех угледобывающих предприятий на предмет соблюдения техники безопасности при ведении горных работ.

Руководство Независимого профсоюза горняков России обратилось с открытым письмом к первым лицам государства, в котором требует запретить эксплуатацию шахт в которых не производится комплексная дегазация.

"Мы убеждены, что выводы специалистов высветят лишь следствие - истинные причины случившейся трагедии, как и всех других крупных аварий и катастроф на угледобывающих предприятиях, в другом. Уровень безопасности труда на шахтах определяют не только организационные меры и инвестиции, но и, не в последнюю очередь, природные и человеческие факторы. И без кардинального изменения отношения к этим факторам, в том числе на государственном уровне, проблему безопасности труда на угольных шахтах не решить…

Необходимо: 1. Законодательно запретить подземную добычу угля без обязательной постоянной, комплексной дегазации угольных пластов и скоплений метана в отработанном пространстве через скважины, пробуренные с земной поверхности и из подземных выработок. 2. Создать экономические условия для рентабельного применения современных дегазационных систем и возможности коммерческой реализации проектов извлечения и утилизации шахтного метана…"

Нельзя не сказать и о еще одном аспекте - сугубом противодействии со стороны руководства шахты деятельности журналистов. Новокузнечане, пожалуй, уже обратили внимание на более чем скупой видеоряд в телесюжетах, посвященных этому чрезвычайному происшествию, а также на то, что вся подаваемая информация тщательно "фильтруется". Причина в том, что вплоть до 14 часов 9 февраля доступ журналистам на шахту вовсе был закрыт, а после этого срока (с момента аварии прошло уже шесть часов!) операторов и корреспондентов пустили, но "несанкционированную" съемку запретили под угрозой выдворения. Нашего фотокорреспондента, к примеру, сотрудники охраны силой вывели за шлагбаум, когда он попытался приблизиться к месту аварии… Вопрос номер один - что скрывало руководство шахты, препятствующее выполнению журналистами своего профессионального долга? Вопрос номер два - известно ли кому-нибудь из угольных генералов о существовании федерального закона о СМИ, коим журналисту дано право "посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф… а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; проверять достоверность сообщаемой ему информации"? Если нет - то, возможно им об этом напомнят высокие прокурорские работники? Если "забывчивость" деньги и власть предержащих будет носить прогрессирующий характер, то люди никогда не смогут узнать правды о тех катастрофах, что уже произошли. А это предпосылка к тем катастрофам, которые еще произойдут. Вспомним и помянем: взрыв на шахте имени Шевякова - погибли 25 человек; взрыв на шахте "Красногорская - погибли 8 человек; взрыв на шахте "Первомайская" - погибли 15 человек; взрыв на шахте "Зыряновская" - погибли 67 человек; взрыв на шахте "Комсомолец" - погибли 12 человек; взрыв на шахте "Распадская" - погибли 4 человека; взрыв на шахте "Тайжина" - погибли 47 человек; взрыв на шахте "Есаульская"…