Величественное шествие под сенью
хоругвей, икон и крестов, со сладковатым запахом ладана, колокольным
звоном и церковным песнопением, под охраной колоритных представителей
казачества при всех своих регалиях со штандартами и курсантов в
парадной форме в белых перчатках. Цвет духовенства Кузбасса в расшитых
золотом фелонях, сестры милосердия в белоснежных апостольниках,
прихожане местных храмов, а также многочисленные страждущие с цветами,
свечами и иконами …
Все это в центре Новокузнецка, под
изумленными взглядами прохожих и наблюдателей из окон ближайших
домов. Прижатые к противоположному краю проезжей части автобусы
ожидают прохода процессии, водители выворачивают в удивлении шеи,
ребятишки с тротуаров кричат, размахивают руками и бегут вдоль колонны,
что приобрела изрядные размеры. Такого в Новокузнецке не было никогда
и, пожалуй, никогда больше не будет.
В город прибыли святые мощи преподобномучениц
Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Крестный ход верующих
со святыней от железнодорожного вокзала до Спасо-Преображенского
собора состоялся вечером в среду. В течение двух дней и трех ночей,
вплоть до утра 11 сентября, прихожане из православных храмов Новокузнецка
и его окрестностей получили возможность приложиться к мощам.
Причисленная православной церковью
к лику святых Елисавета Феодоровна (Елизавета Федоровна, родная
сестра последней российской императрицы Александры Федоровны), девятнадцати
лет от роду стала невестой, а затем и женой Великого князя Сергея
Александровича (впоследствии Московского генерал-губернатора). В
феврале 1905 года ее супруг был убит бомбой, брошенной террористом
Каляевым. После кончины мужа Елисавета не снимала траур, стала держать
строгий пост и много молиться. На личные средства она устроила обитель
милосердия, при которой были устроены больница, приют для девочек,
столовая для бедных.
В апреле 1918 года Великую княгиню
арестовали и вывезли из Москвы в Алапаевск; с нею поехала и верная
келейница Варвара. Глубокой ночью 18 июля Елисавету Феодоровну большевики
вместе с другими членами императорской семьи и прислугой бросили
в шахту старого рудника и забросали гранатами. После отступления
Красной Армии останки тел мучеников были извлечены и переправлены
сначала в Читу, затем через Китай в Иерусалим. Сейчас святые мощи
следуют по России почти тем же маршрутом, только с востока на запад.
8 сентября очередь встречать святыню настала и для Новокузнецка.
…На
железнодорожный вокзал вагон-храм с мощами прибыл строго по расписанию,
в 18-20; через несколько минут святыню вынесли и поставили перед
главным входом в вокзал. Задолго до того площадь заполнилась прихожанами,
ожидавшими заветного действа. Самые предусмотрительные оказались
близко, большинство же прочих милиция оттеснила на проезжую часть.
Архиепископ Софроний прочел получасовую речь, в которой, наряду
с прочим, осудил терроризм как прошлого, так и нынешнего века и
призвал граждан к миру и согласию.
На проспект Бардина колонна вступила
в начале восьмого. С курением ладана, распеваемыми молитвами и перезвоном
колоколов, льющимся из репродукторов на автобусе. Среди желающих
причаститься к святыне и пройти рядом с несомым на руках ковчегом
неблизкий путь - женщины с грудными детьми, инвалиды в колясках,
престарелые граждане. Пожилым и немощным идти трудно, и шествие
растягивается на полкилометра. Суетятся курсанты и казаки, стремясь
отсечь случайных попутчиков крестного хода от организованной колонны
или "запихнуть" людей в хвост. Получается не очень.
На Кирова - казус: погас фонарь-лампада
в руках у казака, возглавляющего шествие. "Матушки, пожертвуйте
свечу!", - бросается молодой священник к мирянам, примкнувшим к
крестному ходу. Те без колебаний отдают, и вскоре фонарь вновь излучает
свет. По ходу к колонне присоединяются все больше людей, и ближе
к Топольникам становятся видны масштабы действа: в то время как
первые уже сошли с запруженного народом моста, последние на него
еще и не ступили.
Идти тесно, тяжело, но никто не
ропщет. На лицах шествующих удовлетворение. "Мы счастливы, что можем
приложиться к святым мощам, здесь, в Новокузнецке. Такого не было
и не будет никогда. Это счастье, великая благодать!", - делятся
своими чувствами наши спутники. Женя, паренек лет пятнадцати, истово,
без перерыва, крестится на ходу. На вопрос, чего он ожидает от этого
события, отвечает, с трудом подбирая нужные слова: "Просто я в Бога
верую. Для всех христиан это большой праздник. Вера необходима всем…".
Спасо-Преображенский собор встречает
колонну радостным перезвоном с колокольни. На входе давка, поскольку
после вноса ковчега входные ворота некоторое время держатся закрытыми,
но до травм, слава Богу, дело не доходит. В конце концов врата распахиваются,
и на территорию храма могут проникнуть все желающие. Ковчег с мощами
установлен для поклонения прямо на улице, через колонки на уровне
второго этажа читаются молитвы, хор поет акафист - хвалебную песнь
Елисавете и Варваре.
В толпе желающих приложиться к мощам
страстотерпцев люди самые разные. Богато одетые граждане и нищие
попрошайки. Благочестивые миряне и нахрапистые неопрятные типы.
Цыгане и люди с восточным типом лица. "Браток" в кожаной куртке
и смешливая девица, стремящиеся пролезть мимо очереди, впрочем,
безрезультатно.
"Многие неправильно понимают суть
события, - терпеливо объясняет нам сестра Ольга из новокузнецкого
православного сестричества преподобномучениц Елисаветы и Варвары
(это мощи их святых лежат буквально в нескольких шагах от нас!).
- "Святыня привезена нам не для излечения, а для покаяния. Всех
нас и наших предков, повинных в убиении царя и его семьи. Ведь прежде
каждый мужчина в России давал присягу на верность царю…".
Стемнело. Число желающих приложиться
к мощам по-прежнему велико. Над паствой несутся строфы акафиста:
"Дух правыя веры и благочестия в нас укрепи, в добродетели и милосердии
нас утверди…В любви и согласии народ наш сохрани…"
Величественное шествие под сенью хоругвей, икон и крестов, со сладковатым запахом ладана, колокольным звоном и церковным песнопением, под охраной колоритных представителей казачества при всех своих регалиях со штандартами и курсантов в парадной форме в белых перчатках. Цвет духовенства Кузбасса в расшитых золотом фелонях, сестры милосердия в белоснежных апостольниках, прихожане местных храмов, а также многочисленные страждущие с цветами, свечами и иконами …
Все это в центре Новокузнецка, под изумленными взглядами прохожих и наблюдателей из окон ближайших домов. Прижатые к противоположному краю проезжей части автобусы ожидают прохода процессии, водители выворачивают в удивлении шеи, ребятишки с тротуаров кричат, размахивают руками и бегут вдоль колонны, что приобрела изрядные размеры. Такого в Новокузнецке не было никогда и, пожалуй, никогда больше не будет.
В город прибыли святые мощи преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Крестный ход верующих со святыней от железнодорожного вокзала до Спасо-Преображенского собора состоялся вечером в среду. В течение двух дней и трех ночей, вплоть до утра 11 сентября, прихожане из православных храмов Новокузнецка и его окрестностей получили возможность приложиться к мощам.
Причисленная православной церковью к лику святых Елисавета Феодоровна (Елизавета Федоровна, родная сестра последней российской императрицы Александры Федоровны), девятнадцати лет от роду стала невестой, а затем и женой Великого князя Сергея Александровича (впоследствии Московского генерал-губернатора). В феврале 1905 года ее супруг был убит бомбой, брошенной террористом Каляевым. После кончины мужа Елисавета не снимала траур, стала держать строгий пост и много молиться. На личные средства она устроила обитель милосердия, при которой были устроены больница, приют для девочек, столовая для бедных.
В апреле 1918 года Великую княгиню арестовали и вывезли из Москвы в Алапаевск; с нею поехала и верная келейница Варвара. Глубокой ночью 18 июля Елисавету Феодоровну большевики вместе с другими членами императорской семьи и прислугой бросили в шахту старого рудника и забросали гранатами. После отступления Красной Армии останки тел мучеников были извлечены и переправлены сначала в Читу, затем через Китай в Иерусалим. Сейчас святые мощи следуют по России почти тем же маршрутом, только с востока на запад. 8 сентября очередь встречать святыню настала и для Новокузнецка.
…На железнодорожный вокзал вагон-храм с мощами прибыл строго по расписанию, в 18-20; через несколько минут святыню вынесли и поставили перед главным входом в вокзал. Задолго до того площадь заполнилась прихожанами, ожидавшими заветного действа. Самые предусмотрительные оказались близко, большинство же прочих милиция оттеснила на проезжую часть. Архиепископ Софроний прочел получасовую речь, в которой, наряду с прочим, осудил терроризм как прошлого, так и нынешнего века и призвал граждан к миру и согласию.
На проспект Бардина колонна вступила в начале восьмого. С курением ладана, распеваемыми молитвами и перезвоном колоколов, льющимся из репродукторов на автобусе. Среди желающих причаститься к святыне и пройти рядом с несомым на руках ковчегом неблизкий путь - женщины с грудными детьми, инвалиды в колясках, престарелые граждане. Пожилым и немощным идти трудно, и шествие растягивается на полкилометра. Суетятся курсанты и казаки, стремясь отсечь случайных попутчиков крестного хода от организованной колонны или "запихнуть" людей в хвост. Получается не очень.
На Кирова - казус: погас фонарь-лампада в руках у казака, возглавляющего шествие. "Матушки, пожертвуйте свечу!", - бросается молодой священник к мирянам, примкнувшим к крестному ходу. Те без колебаний отдают, и вскоре фонарь вновь излучает свет. По ходу к колонне присоединяются все больше людей, и ближе к Топольникам становятся видны масштабы действа: в то время как первые уже сошли с запруженного народом моста, последние на него еще и не ступили.
Идти тесно, тяжело, но никто не ропщет. На лицах шествующих удовлетворение. "Мы счастливы, что можем приложиться к святым мощам, здесь, в Новокузнецке. Такого не было и не будет никогда. Это счастье, великая благодать!", - делятся своими чувствами наши спутники. Женя, паренек лет пятнадцати, истово, без перерыва, крестится на ходу. На вопрос, чего он ожидает от этого события, отвечает, с трудом подбирая нужные слова: "Просто я в Бога верую. Для всех христиан это большой праздник. Вера необходима всем…".
Спасо-Преображенский собор встречает колонну радостным перезвоном с колокольни. На входе давка, поскольку после вноса ковчега входные ворота некоторое время держатся закрытыми, но до травм, слава Богу, дело не доходит. В конце концов врата распахиваются, и на территорию храма могут проникнуть все желающие. Ковчег с мощами установлен для поклонения прямо на улице, через колонки на уровне второго этажа читаются молитвы, хор поет акафист - хвалебную песнь Елисавете и Варваре.
В толпе желающих приложиться к мощам страстотерпцев люди самые разные. Богато одетые граждане и нищие попрошайки. Благочестивые миряне и нахрапистые неопрятные типы. Цыгане и люди с восточным типом лица. "Браток" в кожаной куртке и смешливая девица, стремящиеся пролезть мимо очереди, впрочем, безрезультатно.
"Многие неправильно понимают суть события, - терпеливо объясняет нам сестра Ольга из новокузнецкого православного сестричества преподобномучениц Елисаветы и Варвары (это мощи их святых лежат буквально в нескольких шагах от нас!). - "Святыня привезена нам не для излечения, а для покаяния. Всех нас и наших предков, повинных в убиении царя и его семьи. Ведь прежде каждый мужчина в России давал присягу на верность царю…".
Стемнело. Число желающих приложиться к мощам по-прежнему велико. Над паствой несутся строфы акафиста: "Дух правыя веры и благочестия в нас укрепи, в добродетели и милосердии нас утверди…В любви и согласии народ наш сохрани…"
Аллилуйя!