Городская администрация
вспомнила о законности. В смысле, о соблюдении закона некоторыми,
кому закон вроде бы и не писан.
В официальном пресс-релизе
сообщается: "Как выяснилось, в Новокузнецке не соблюдается закон
"О размещении пивной и табачной рекламы". Глава города С.Д. Мартин
отдал распоряжение о проведении комиссии по рассмотрению этого вопроса.
Комиссия призвана выявить нарушителей, причины и количество правонарушений
и привлечь к ответственности не исполняющих данный закон лиц".
Давно пора. Раз безмолвствует
прокуратура, в чьи обязанности входит надзор над соблюдением всяческими
лицами российских законов, прищучивать нарушителей приходится исполнительной
власти. Что не очень удобно, если учесть, что эта самая власть этим
самым нарушениям в некотором роде способствовала. Кто давал "добро"
на размещение рекламных щитов, пестрящих пенными бокалами или пачками
"Winston", рядом со школами и детсадами? Губернатор с президентом?
Именно представители органов местного самоуправления, что так озадачены
нынче расплодившимися нарушителями.
Между тем, принятый
еще в июле 1995 года федеральный закон "О рекламе" в статье 16 однозначно
регламентирует: "Реклама алкогольных напитков, табака и табачных
изделий, распространяемая любыми способами, не должна… распространяться
в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях,
а также ближе 100 метров от них". И этого положения специалисты
рекламных агентств, что лепят рекламу на щиты, не могут не знать.
Не могут не знать и соответствующие чиновники муниципалитета, выдающие
согласно тому же закону разрешения на распространение наружной рекламы.
Закон сам по себе любопытен,
поскольку реклама повсюду. Он гласит, что реклама алкогольных напитков,
табака и табачных изделий не должна: содержать демонстрацию процессов
курения и потребления алкоголя; обращаться непосредственно к несовершеннолетним,
а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет;
распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного
времени; распространяться в любой форме в радио- и телепередачах
и в изданиях для несовершеннолетних… Можете сами посудить, насколько
законопослушны рекламодатели и рекламоизготовители.
Насчет несовершеннолетних
- отдельная тема. В целях защиты детей закон "О рекламе" не допускает,
к примеру, "текстовое, визуальное или звуковое использование образов
несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам
для несовершеннолетних". Как тут не вспомнить детские блестящие
глазенки, призывно глядящие со стен и рекламирующие недвижимость!
Или детские голоса по местным теле- и радиоканалам… Где тут твердая
рука, что тыкнет хозяина рекламы носом в закон? Может, новообразованная
комиссия озаботится моральными и юридическими аспектами? Или не
рискнет конфликтовать с рекламодателями?
Если поверить закону,
никакая реклама не должна: дискредитировать авторитет родителей;
внушать подростку мысль о том, что обладание рекламируемым товаром
даст ему какое-либо преимущество перед сверстниками; изображать
несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях; создавать у детей
искаженное представление о цене товара ("всего тысяча рублей", "доступно
для любого") и так далее. Достаточно включить телевизор и придирчиво
посмотреть на то, что нам показывают, чтобы убедиться в эфемерности
ограничений.
Вызывает сомнение в
возможности стопроцентной реализации и еще один закон, что приняла
на днях Госдума. Речь о законе об ограничениях розничной продажи
и потребления пива в общественных местах, что вступит в силу 1 апреля
2005 года. В этот "смешной" день пиво будет запрещено продавать
и употреблять на улицах, в парках, скверах, транспорте и других
общественных местах. За продажу оного несовершеннолетним продавец
должен будет заплатить "смешной" штраф в размере ста рублей.
Позиция законодателя
правильна и понятна: надо что-то предпринимать против расширения
масштабов пивного алкоголизма, размах которого, особенно среди молодежи,
сложно переоценить.
Однако куда он, законодатель,
смотрел раньше, когда пивные лоббисты "продавливали" выгодные для
себя положения? Когда в результате победы над конкурентом в лице
производителя крепких алкогольных напитков происходило поголовное
"спаивание" населения? Теперь возвращать ситуацию в "законное" русло
гораздо сложнее. Мы привыкли к тому, что пиво продается на каждом
шагу, с баночкой или бутылочкой можно беспрепятственно дефилировать
по Кирова и Металлургов, не говоря уже о парке Гагарина или Дворце
спорта кузнецких металлургов. И "завинчивание гаек" чревато. С одной
стороны, для граждан, которые дисциплинированными в одночасье не
станут. С другой, для правоохранительных органов, которые будут
вынуждены поддерживать хотя бы видимость порядка и потому вступать
в постоянные конфликты с прохожими. С третьей же стороны, есть опасность
усугубления наркомании как альтернативы алкоголизму.
Ну, а с четвертой…
Можно предположить, что новый закон просто не будет работать. Как
и множество других. Непродуманных, популистских, сырых…
Городская администрация вспомнила о законности. В смысле, о соблюдении закона некоторыми, кому закон вроде бы и не писан.
В официальном пресс-релизе сообщается: "Как выяснилось, в Новокузнецке не соблюдается закон "О размещении пивной и табачной рекламы". Глава города С.Д. Мартин отдал распоряжение о проведении комиссии по рассмотрению этого вопроса. Комиссия призвана выявить нарушителей, причины и количество правонарушений и привлечь к ответственности не исполняющих данный закон лиц".
Давно пора. Раз безмолвствует прокуратура, в чьи обязанности входит надзор над соблюдением всяческими лицами российских законов, прищучивать нарушителей приходится исполнительной власти. Что не очень удобно, если учесть, что эта самая власть этим самым нарушениям в некотором роде способствовала. Кто давал "добро" на размещение рекламных щитов, пестрящих пенными бокалами или пачками "Winston", рядом со школами и детсадами? Губернатор с президентом? Именно представители органов местного самоуправления, что так озадачены нынче расплодившимися нарушителями.
Между тем, принятый еще в июле 1995 года федеральный закон "О рекламе" в статье 16 однозначно регламентирует: "Реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами, не должна… распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них". И этого положения специалисты рекламных агентств, что лепят рекламу на щиты, не могут не знать. Не могут не знать и соответствующие чиновники муниципалитета, выдающие согласно тому же закону разрешения на распространение наружной рекламы.
Закон сам по себе любопытен, поскольку реклама повсюду. Он гласит, что реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна: содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкоголя; обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет; распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени; распространяться в любой форме в радио- и телепередачах и в изданиях для несовершеннолетних… Можете сами посудить, насколько законопослушны рекламодатели и рекламоизготовители.
Насчет несовершеннолетних - отдельная тема. В целях защиты детей закон "О рекламе" не допускает, к примеру, "текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних". Как тут не вспомнить детские блестящие глазенки, призывно глядящие со стен и рекламирующие недвижимость! Или детские голоса по местным теле- и радиоканалам… Где тут твердая рука, что тыкнет хозяина рекламы носом в закон? Может, новообразованная комиссия озаботится моральными и юридическими аспектами? Или не рискнет конфликтовать с рекламодателями?
Если поверить закону, никакая реклама не должна: дискредитировать авторитет родителей; внушать подростку мысль о том, что обладание рекламируемым товаром даст ему какое-либо преимущество перед сверстниками; изображать несовершеннолетних в опасных местах и ситуациях; создавать у детей искаженное представление о цене товара ("всего тысяча рублей", "доступно для любого") и так далее. Достаточно включить телевизор и придирчиво посмотреть на то, что нам показывают, чтобы убедиться в эфемерности ограничений.
Вызывает сомнение в возможности стопроцентной реализации и еще один закон, что приняла на днях Госдума. Речь о законе об ограничениях розничной продажи и потребления пива в общественных местах, что вступит в силу 1 апреля 2005 года. В этот "смешной" день пиво будет запрещено продавать и употреблять на улицах, в парках, скверах, транспорте и других общественных местах. За продажу оного несовершеннолетним продавец должен будет заплатить "смешной" штраф в размере ста рублей.
Позиция законодателя правильна и понятна: надо что-то предпринимать против расширения масштабов пивного алкоголизма, размах которого, особенно среди молодежи, сложно переоценить.
Однако куда он, законодатель, смотрел раньше, когда пивные лоббисты "продавливали" выгодные для себя положения? Когда в результате победы над конкурентом в лице производителя крепких алкогольных напитков происходило поголовное "спаивание" населения? Теперь возвращать ситуацию в "законное" русло гораздо сложнее. Мы привыкли к тому, что пиво продается на каждом шагу, с баночкой или бутылочкой можно беспрепятственно дефилировать по Кирова и Металлургов, не говоря уже о парке Гагарина или Дворце спорта кузнецких металлургов. И "завинчивание гаек" чревато. С одной стороны, для граждан, которые дисциплинированными в одночасье не станут. С другой, для правоохранительных органов, которые будут вынуждены поддерживать хотя бы видимость порядка и потому вступать в постоянные конфликты с прохожими. С третьей же стороны, есть опасность усугубления наркомании как альтернативы алкоголизму.
Ну, а с четвертой… Можно предположить, что новый закон просто не будет работать. Как и множество других. Непродуманных, популистских, сырых…