Начинают проявляться контуры "округа-сада"
- Городского округа "Город Новокузнецк" - в обозримом будущем. За
определением официального статуса муниципального образования на
суд общественности вынесен проект "основного нормативного акта,
с которым соотносятся другие акты, решения, и действия местного
самоуправления и его органов".
Говоря нормальным человеческим языком,
тот устав города, за который новокузнечане голосовали в декабре
1995 года, больше не вписывается в рамочки федерального законодательства
и должен быть списан в анналы истории. Внесения корректив в него
требует федеральный закон "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации"; новый устав Новокузнецка
должен быть принят до июля 2005-го года. Проект его члены коллегии
городской администрации рассмотрели на минувшей неделе.
Рамочки, прописанные депутатами Госдумы
местному самоуправлению, оказались весьма жесткими, потому при подготовке
новой редакции устава ломать голову над каждой строчкой местным
правоведам не пришлось - большинство норм и положений спущены "сверху",
и спорить с ними бесполезно, как бы критически мы к ним ни относились.
Многие позиции нового документа, целесообразность которых трудно
оспорить, взяты из действующего устава и основаны на принципе разделения
властей, что отрадно.
Итак, о новом уставе. Структура органов
местного самоуправления по-прежнему состоит из пяти элементов. Первая
составляющая - представительный орган местного самоуправления, Совет
народных депутатов городского округа. Он несколько видоизменится,
но о том чуть ниже. Второй элемент - глава муниципального образования,
мэр (с 2006 года эта должность будет официально звучать "Глава городского
округа "Город Новокузнецк"). Третий - исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования, администрация городского округа.
Четвертая составляющая местной власти
- контрольный орган муниципального образования, Комитет городского
контроля. Ну, и, наконец, пятая - муниципальная избирательная комиссия.
Функции и полномочия этих пяти элементов в рамках городского округа
в целом сохраняются. К примеру, разрабатывать проект бюджета и организовывать
его исполнение по-прежнему будет местная администрация; утверждать
бюджет - Совет народных депутатов; представлять его депутатам на
рассмотрение и утверждение - мэр города. Контролировать законность
и обоснованность хозяйственной деятельности городских структур предстоит
комитету городского контроля, а организовывать выборы - муниципальному
избиркому…
Есть, однако, несколько положений,
решение по которым думские заседатели отдали на откуп территориям.
Вокруг них и развернулась дискуссия. Первое - сколько депутатов
избирать в горсовет. Сегодня, напомним, местный совдеп состоит из
девятнадцати избранников. Следующий созыв будет гораздо представительнее,
поскольку думцы прописали норму, согласно которой городской округ
с численностью населения свыше пятисот тысяч человек должен иметь
в местном парламенте не менее тридцати пяти (!) депутатских мест.
Может, в принципе, даже и больше, тем
паче что еще одно хитроумное положение федерального закона ограничивает
число депутатов, работающих на постоянной (платной) основе, десятью
процентами от общей численности городского совета. Сегодня в горсовете
Новокузнецка работает пять освобожденных депутатов, и чтобы сохранить
эти ставки, численность наших избранников должна быть в 2006-м увеличена
как минимум до пятидесяти, то есть в два с половиной раза. Сами
депутаты, скрепя сердце, согласны отказаться от одной из ставок,
но четыре оставшиеся сохранить в неприкосновенности, в связи с чем
довести численность городского совета до сорока одного человека.
Есть к тому и еще один резон: на каждого из депутатов в таком случае
будет приходиться ровно по десять тысяч избирателей.
Специалисты городской администрации
полагают, что ничего страшного не произойдет, ежели каждый избранник
будет представлять интересы не десяти, а двенадцати тысяч новокузнечан:
численность совета в таком случае удастся сохранить на минимально
допустимом уровне в тридцать пять депутатов, при этом будут сэкономлены
бюджетные средства. Против максимального увеличения состава горсовета
говорят и существующие реалии: малый зал городской администрации
вмещает около пятидесяти человек. А куда размещать помощников и
приглашенных на рассмотрение вопросов повестки? К слову, закон Оулда
и Канна гласит, что эффективность совещания обратно пропорциональна
числу участников…
Второй спорный аспект - порядок избрания
главы городского округа. Здесь три варианта. Первый - сохранение
прежнего порядка, при котором мэр избирается на муниципальных выборах
и является главой местной администрации. Второй - глава округа избирается
депутатами горсовета из числа его членов (в этом случае претендент
на высокую должность должен обладать депутатским мандатом) и является
его председателем с правом решающего голоса. В этом случае руководителем
городской администрации назначается другое лицо, в своей деятельности
подотчетное главе городского округа. Третий путь - компромисс между
первым и вторым: глава избирается на муниципальных выборах, а затем
возглавляет горсовет.
…Быть Новокузнецку в 2006 году "президентским"
или "парламентским", раздувать штат местного совета или умерять
запросы, будут решать депутаты нынешнего созыва - в течение первой
половины следующего года. Именно горсовет, согласно букве закона,
должен принять новый устав города (а не мы с вами, уважаемые новокузнечане!).
Однако в постановлении коллегии записана рекомендация опубликовать
проект устава для ознакомления и обсуждения его гражданами - с последующим
внесением корректив в текст. Не исключена и более активная форма
привлечения общественности к редактированию проекта главного городского
документа: члены коллегии выступили с предложением проведения общегородского
референдума-опроса…
Начинают проявляться контуры "округа-сада" - Городского округа "Город Новокузнецк" - в обозримом будущем. За определением официального статуса муниципального образования на суд общественности вынесен проект "основного нормативного акта, с которым соотносятся другие акты, решения, и действия местного самоуправления и его органов".
Говоря нормальным человеческим языком, тот устав города, за который новокузнечане голосовали в декабре 1995 года, больше не вписывается в рамочки федерального законодательства и должен быть списан в анналы истории. Внесения корректив в него требует федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; новый устав Новокузнецка должен быть принят до июля 2005-го года. Проект его члены коллегии городской администрации рассмотрели на минувшей неделе.
Рамочки, прописанные депутатами Госдумы местному самоуправлению, оказались весьма жесткими, потому при подготовке новой редакции устава ломать голову над каждой строчкой местным правоведам не пришлось - большинство норм и положений спущены "сверху", и спорить с ними бесполезно, как бы критически мы к ним ни относились. Многие позиции нового документа, целесообразность которых трудно оспорить, взяты из действующего устава и основаны на принципе разделения властей, что отрадно.
Итак, о новом уставе. Структура органов местного самоуправления по-прежнему состоит из пяти элементов. Первая составляющая - представительный орган местного самоуправления, Совет народных депутатов городского округа. Он несколько видоизменится, но о том чуть ниже. Второй элемент - глава муниципального образования, мэр (с 2006 года эта должность будет официально звучать "Глава городского округа "Город Новокузнецк"). Третий - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, администрация городского округа.
Четвертая составляющая местной власти - контрольный орган муниципального образования, Комитет городского контроля. Ну, и, наконец, пятая - муниципальная избирательная комиссия. Функции и полномочия этих пяти элементов в рамках городского округа в целом сохраняются. К примеру, разрабатывать проект бюджета и организовывать его исполнение по-прежнему будет местная администрация; утверждать бюджет - Совет народных депутатов; представлять его депутатам на рассмотрение и утверждение - мэр города. Контролировать законность и обоснованность хозяйственной деятельности городских структур предстоит комитету городского контроля, а организовывать выборы - муниципальному избиркому…
Есть, однако, несколько положений, решение по которым думские заседатели отдали на откуп территориям. Вокруг них и развернулась дискуссия. Первое - сколько депутатов избирать в горсовет. Сегодня, напомним, местный совдеп состоит из девятнадцати избранников. Следующий созыв будет гораздо представительнее, поскольку думцы прописали норму, согласно которой городской округ с численностью населения свыше пятисот тысяч человек должен иметь в местном парламенте не менее тридцати пяти (!) депутатских мест.
Может, в принципе, даже и больше, тем паче что еще одно хитроумное положение федерального закона ограничивает число депутатов, работающих на постоянной (платной) основе, десятью процентами от общей численности городского совета. Сегодня в горсовете Новокузнецка работает пять освобожденных депутатов, и чтобы сохранить эти ставки, численность наших избранников должна быть в 2006-м увеличена как минимум до пятидесяти, то есть в два с половиной раза. Сами депутаты, скрепя сердце, согласны отказаться от одной из ставок, но четыре оставшиеся сохранить в неприкосновенности, в связи с чем довести численность городского совета до сорока одного человека. Есть к тому и еще один резон: на каждого из депутатов в таком случае будет приходиться ровно по десять тысяч избирателей.
Специалисты городской администрации полагают, что ничего страшного не произойдет, ежели каждый избранник будет представлять интересы не десяти, а двенадцати тысяч новокузнечан: численность совета в таком случае удастся сохранить на минимально допустимом уровне в тридцать пять депутатов, при этом будут сэкономлены бюджетные средства. Против максимального увеличения состава горсовета говорят и существующие реалии: малый зал городской администрации вмещает около пятидесяти человек. А куда размещать помощников и приглашенных на рассмотрение вопросов повестки? К слову, закон Оулда и Канна гласит, что эффективность совещания обратно пропорциональна числу участников…
Второй спорный аспект - порядок избрания главы городского округа. Здесь три варианта. Первый - сохранение прежнего порядка, при котором мэр избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации. Второй - глава округа избирается депутатами горсовета из числа его членов (в этом случае претендент на высокую должность должен обладать депутатским мандатом) и является его председателем с правом решающего голоса. В этом случае руководителем городской администрации назначается другое лицо, в своей деятельности подотчетное главе городского округа. Третий путь - компромисс между первым и вторым: глава избирается на муниципальных выборах, а затем возглавляет горсовет.
…Быть Новокузнецку в 2006 году "президентским" или "парламентским", раздувать штат местного совета или умерять запросы, будут решать депутаты нынешнего созыва - в течение первой половины следующего года. Именно горсовет, согласно букве закона, должен принять новый устав города (а не мы с вами, уважаемые новокузнечане!). Однако в постановлении коллегии записана рекомендация опубликовать проект устава для ознакомления и обсуждения его гражданами - с последующим внесением корректив в текст. Не исключена и более активная форма привлечения общественности к редактированию проекта главного городского документа: члены коллегии выступили с предложением проведения общегородского референдума-опроса…
Будем ждать развития событий.