Назад, на ГЛАВНУЮ страничку!...можно и не читатьНетленка - она и есть нетленкаАрхивы 2004-2005 годовО хороших людях и интересных страничках

Комбайн как орудие убийства
9/06/07
Глава «Ростехнадзора» Константин Пуликовский озвучил заключение комиссии по расследованию аварии на шахте «Юбилейная» 24 мая, в результате которой погибли 39 горняков.

Согласно выводам экспертов, вспышка метановоздушной смеси произошла в очистном забое лавы 16-15 из-за короткого замыкания поврежденных жил питающего кабеля на корпус выемочного комбайна SL-300. Замыкание произошло из-за обрыва гибкой тяги, не соответствующей заводскому исполнению, что вызвало недопустимое натяжение кабеля и выдергивание его из вводного устройства. Концентрация метана в труднопроветриваемом пространстве за комбайном, со слов Пуликовского, составила 8 процентов, а датчик на комбайне не работал.

Комиссия дала заключение о 35 лицах, ответственных за допущенную аварию. В числе которых названы главный инженер, начальник смены и горный мастер участка по добыче угля № 2 филиала «Шахта «Юбилейная», а также генеральный директор ОАО «ОУК «Южкузбассуголь» Георгий Лаврик и начальник управления по промышленной безопасности компании Виктор Храмцов.

По словам Константина Пуликовского, разработаны 29 рекомендаций-мероприятий по предупреждению аварий, которые Ростехнадзор планирует внедрить на все угольные шахты России. В частности, запрет на применение высокопроизводительных очистных комбайнов и челноковой схемы выемки угля на пластах с высокой газообильностью вступает в силу с момента подписания акта расследования.

...Между тем, в связи с расследованием двух крупных катастроф на шахтах «Южкузбассугля» разыгрался изрядный скандал. Еще за два дня до объявления заключения комиссии Константин Пуликовский заявил о том, что руководство Кемеровской области знало о намеренном заблокировании системы газовой защиты на шахте "Ульяновская", но не приняло мер. "И собственники, и менеджеры, и руководство области знали, что в контрольные агрегаты вводились изменения", - заявил высокий чиновник.

Реакция официального Кемерова оказалась быстрой и адекватной. Губернатор Аман Тулеев оценил заявление как «провокационную попытку Ростехнадзора переложить с себя ответственность за аварии на шахтах». И подчеркнул, что «основная вина в последних авариях, произошедших на шахтах Кузбасса, ложится на специалистов Ростехнадзора и лично на руководителя этого федерального ведомства».

Областная администрация не преминула вспомнить и о «постоянно поступающих в администрацию области сигналах, связанных с поборами со стороны инспекторов Ростехнадзора, чтобы они не закрывали угледобывающие предприятия». И о деле Владимира Козыря, начальника контрольного управления Ростехнадзора и ближайшего сподвижника Константина Пуликовского, задержанного в мае этого года при получении взятки в особо крупном размере.

«Во всех крупных авариях на шахтах страны последних лет есть прямая вина Ростехнадзора, - приводит слова Амана Тулеева пресс-служба областной администрации. - Это ведомство не может даже создать нормальные условия труда для своих горнотехнических инспекторов. Мизерная заработная плата, неподкрепленный федеральным законодательством статус горнотехнических инспекторов Ростехнадзора делает их "соучастниками" трагедий на шахтах и других предприятиях».

Аман Тулеев посчитал расследование причин аварии на шахте "Юбилейная", которое проводили специалисты Ростехнадзора, необъективным, заявил о том, что он сам и еще три члена комиссии не подпишут акт расследования этой комиссии (согласно озвученной информации, на акте отсутствуют подписи Валентина Мазикина и Сергея Мартина – прим. авт.) и обратился к премьеру Михаилу Фрадкову с требованием назначить независимую комиссию, а к органам прокуратуры – провести расследование деятельности этого ведомства, в том числе разного рода махинаций его сотрудников.

Наряду с губернатором жесткую позицию заняла и областная прокуратура. В ходе проверки причин и условий, которые способствовали аварии на шахте "Ульяновская", она выявила нарушения в деятельности областного управления Ростехнадзора, о чем и сообщила широкой общественности.

«...Объективному исполнению должностных обязанностей препятствует то, что управление фактически безвозмездно использует нежилые помещения, которые принадлежат на праве собственности... компании "Южкузбассуголь"... Арендная плата собственнику не перечисляется, что позволяет говорить о мнимости договора... 12 нарушений промбезопасности было выявлено на "Ульяновской" в сентябре. И опять ни один ответственный наказан не был. В январе 2007 года должностные лица Ростехнадзора вопреки заданию не проверили шахту "Ульяновскую". Но о проверке отчитались... Виновных, в первую очередь работников Куйбышевского горнотехнического отдела, прокуратура требует привлечь к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения», - сообщается на официальном сайте прокуратуры Кемеровской области.

На пресс-конференции по итогам расследования Константин Пуликовский и руководитель Ростехнадзора по Кемеровской области Андрей Малахов подтвердили, что итоговый акт подписан не всеми членами комиссии. Отсутствуют подписи мэра Новокузнецка Сергея Мартина и заместителя губернатора Валентина Мазикина. «Неподписанты», по словам Пуликовского, должны в письменном виде изложить свою позицию, а также вправе обратиться в суд с иском о признании решения комиссии недействительным – в ином виде законность акта расследования аварии никто и ничто поставить не сможет. Еще два члена комиссии в настоящее время находятся в заграничной командировке и по возвращении из оной поставят свои подписи под документом.

Есть и еще один нюанс – председатель комиссии Ростехнадзора Андрей Малахов подал заявление об отставке. Говоря о побудивших его к уходу причинах, Малахов заявил о низком (8-10 тысяч рублей в месяц) уровне оплаты труда инспекторов и об устаревшей нормативной базе: «Разработанные нами мероприятия надо было внедрять давно, уже после аварии на шахте имени Шевякова»...

Увольнение председателя комиссии из структуры Ростехнадзора, однако, правовых коллизий вызвать не должно. Поскольку, как подчеркнул Константин Пуликовский, на момент подписания им акта расследования Малахов еще оставался «при должности».