Назад, на ГЛАВНУЮ страничку!...можно и не читатьНетленка - она и есть нетленкаАрхивы 2004-2005 годовО хороших людях и интересных страничках

КраеУГОЛЬный вопрос
23/02/06
В минувшую субботу в Кемерове состоялось обсуждение проблем российской угледобычи с участием председателя российского правительства Михаила Фрадкова. Однако тональность обсуждения с заявленной темой - "О мерах по завершению реструктуризации угольной отрасли промышленности Российской Федерации и перспективах ее развития" - вязалась не вполне. Куда больше подошло бы "О мерах по выводу отрасли из кризиса".

О кризисе и, как следствие, необходимости государственной поддержки угледобывающих предприятий премьеру говорили и губернатор Аман Тулеев, и угольные "генералы". Впрочем, денег на латание дыр у государства никто не просил: речь о другом. Речь о кризисе перепроизводства, который все более дает о себе знать.

Как известно, в рыночных условиях устойчивый рост и развитие имеют предприятия, обеспечившие стабильный сбыт своей продукции. Невостребованный товар - недополученные деньги, стагнация и свертывание производства. С понятными экономическими и социальными последствиями.

...За последние семь лет собственники угольных компаний вложили в развитие ведущей отрасли Кузбасса 88,7 миллиарда рублей. Введено в эксплуатацию 31 новое угледобывающее предприятие общей годовой проектной мощностью 44 миллиона тонн угля; а также шесть обогатительных фабрик и одна обогатительная установка, способные переработать в целом 21,7 миллиона тонн. Создано свыше 18 тысяч новых рабочих мест. Производительность труда шахтёров выросла в 1,6 раза и достигла 152 тонн на рабочего в месяц. Выросла и заработная плата шахтёров, составившая в 2005 году, по официальным данным, 15 тысяч рублей.

На первый взгляд, цели структурной перестройки угледобывающей отрасли достигнуты. Угледобыча стала рентабельной, привлекательной для частного капитала, а труд горняка гораздо более эффективным и высокооплачиваемым... Однако... Во-первых, растет конкуренция со стороны производителей из других стран (а на экспорт сейчас идет около сорока процентов кузбасского угля!). Мировая цена в прошлом году резко, на треть, упала, что сделало экспорт практически нерентабельным.

И это еще цветочки! Китай, крупнейший потребитель "черного золота", в состоянии в ближайшие годы превратиться в страну-экспортера угля. Серьезное месторождение открыто буквально в пятистах километрах от российско-китайской границы, и в случае активной его разработки не исключены поставки дешевого топлива не только в страны Азии, но и в саму Россию.

Еще более актуальная проблема - увеличение доли угля в топливно-энергетическом балансе нашей страны. На протяжение трех последних лет внутреннее потребление энергетического угля в России не растёт, и главным препятствием росту является "межтопливная" конкуренция с природным газом. Правительство, приняв в августе 2003 года Энергетическую стратегию России, чётко декларировало: долю газа в топливном балансе страны надо снижать, а долю угля - увеличивать. Однако получается наоборот.

Что же делать, как увязать интересы производителей угля, потребителей и государства в целом? По мнению губернатора Амана Тулеева, необходимо разработать целевую программу по проектированию и строительству в России и Кузбассе новых электростанций с прогрессивными технологиями сжигания качественного угля. Однако строительство таких станций потребует значительных инвестиций. Поэтому губернатор обратился с просьбой к правительству оказать помощь потенциальным инвесторам в получении кредитов, а для быстрого их возврата - разработать механизм хотя бы частичного погашения процентных ставок за пользование этими кредитами за счет средств федерального бюджета.

Еще одно предложение - перевести полностью на уголь каждую вторую из 56-ти газоугольных электростанций, имеющихся сегодня в России. На этих станциях сохранилась инфраструктура для приёмки и сжигания угля, и для того, чтобы перевести их на твердое топливо, нужна просто политическая воля. Значительные, порядка одного миллиарда долларов, инвестиции окупятся с лихвой: по расчетам губернатора, это обеспечит высвобождение свыше 27 миллиардов кубометров газа, реализация которого позволит получить до 5,4 миллиарда долларов. Одновременно добыча угля будет увеличена почти на 30 миллионов тонн, что позволит угольной отрасли развиваться дальше.

Свои резоны в ответ на выдвинутые предложения высказали президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин и член правления РАО "ЕЭС России" Владимир Аветисян. Которые, собственно, предложили угольщикам принять участие в финансировании мероприятий по переводу энергетики с газа на уголь и не рассчитывать на снижение железнодорожных тарифов.

Премьер Фрадков от оценок и выводов воздержался, признав, однако, что проблема есть и для решения ее необходима подготовка программы развития угольной отрасли до 2020 года с учетом необходимости увеличения доли угля в энергетическом балансе страны. Такую программу правительство намерено разработать к осени.