Назад, на ГЛАВНУЮ страничку!...можно и не читатьНетленка - она и есть нетленкаАрхивы 2004-2005 годовО хороших людях и интересных страничках

Как загибалась «Сталь»
9/11/06
Пресс-служба Новокузнецкого металлургического комбината вчера сообщила о прекращении деятельности пятой коксовой батареи с 1 ноября. «Решение о выводе агрегата принято в связи с необходимостью обеспечения баланса в производстве чугуна и кокса. В настоящее время в доменном производстве достигнуты самые низкие показатели расхода кокса среди всех предприятий черной металлургии России. Поэтому оставшиеся две коксовые батареи позволят полностью обеспечить доменное производство коксом».

…Кузметкомбинат начал сокращаться, это видно невооруженным глазом. Пока понемножку, но лиха беда начало… Цехи и производства предприятия, давшего начало городу, списываются в утиль, подлежат демонтажу и ликвидации; трудовой люд, озабоченный своим будущим, ищет новые места работы. Кроме сокращения объемов коксохимического производства комбинату, по имеющейся информации, предстоит и сокращение доменного: из двух действующих ныне доменных печей к весне 2007-го должна остаться одна. Общее снижение уровня производства не может не сказаться на численности обслуживающего и ремонтного персонала. Мероприятия по реорганизации ждут и Абагурскую аглофабрику.

Самым же заметным в обозримом будущем станет закрытие ООО «Сталь-НК», самого крупного, после ОАО «НКМК», осколка раздробленного Кузметкомбината. Принципиальное решение принято, идет обсуждение деталей. Закрывается мартеновское производство, блюминг, цех шлакопереработки, ЭСПЦ-1, литейный цех и цех ремонта металлургических печей.

Согласно утвержденной программе, общество с ограниченной ответственностью «Сталь-НК» должно быть полностью ликвидировано в течение ближайших полутора лет. Оборудование будет демонтировано и утилизировано, здания цехов разобраны, территория рекультивирована. Работники, а на этом ООО трудится более двух с половиной тысяч человек, либо переучены и трудоустроены на новые места, либо сокращены, в соответствии с действующим законодательством, либо досрочно отправлены на пенсию.

А ведь каких-то семь лет назад, когда надо было срочно отобрать комбинат у МИКОМа и отдать его «Евразу», столько было пафоса! На защиту «комбината-орденоносца», «первенца черной металлургии» подняли весь Новокузнецк. Горсовет тогда спешно принял решение о проведении общегородского опроса-референдума с гарантированным исходом. В вину прежним управленцам (далеко не ангелам, между нами говоря) ставилось намерение консолидировать активы и установить полный контроль над КМК, осуществление финансовых махинаций и так далее. Слухи о том, что новые владельцы разделят комбинат на части, самое «вкусное» приватизируют, а остальное продадут или закроют, а людей сократят, официальная пропаганда называла инсинуациями и провокацией. Впрочем, нынче кто старое поминает – рискует зрением и прочими органами…

Надо отдать должное – новое руководство Евраза уже вскоре после прихода к управлению перестало скрывать свои планы реорганизации Кузметкомбината в небольшой рельсовый заводик с численностью персонала не более восьми тысяч человек. В то время на КМК работало около тридцати тысяч человек, сегодня (с учетом дочерних обществ) – менее двадцати. В непоследовательности топ-менеджеров холдинга упрекнуть сложно…

Озвученный резон прекращения существования «Стали» - ущерб экологии. В самом деле, чистоте окружающей среды деятельность кузнецких мартенов, воспетых еще Маяковским, способствует мало. Однако главной причиной сворачивания производства являются не экологические, а экономические аспекты (до сих пор, к примеру, не проведена оценка, насколько сократятся выбросы комбината после закрытия этого ООО). Деятельность ликвидируемых подразделений нерентабельна, модернизация их слишком затратна. В течение нескольких лет менеджеры «Евраза» пытались продать «Сталь-НК», но сделка так и не состоялась.

Сегодня главный вопрос – будущность металлургов, работающих на сокращаемых производствах. Согласно официальной информации, «составлен протокол, согласно которому решено подготовить программу по трудоустройству и социальной адаптации высвобождаемого персонала в соответствии с планом-графиком мероприятий по выводу из эксплуатации производственных мощностей ООО «Сталь НК». Программа будет готова в течение месяца после принятия плана-графика мероприятий по закрытию предприятия «Сталь НК».

В целом управляющая компания очень успешно поработала в этом плане с профсоюзами, и у последних принципиальных возражений начавшимся и грядущим сокращениям не возникло. Лидер профкома комбината Владимир Дербин вообще отказался озвучивать хоть какие-либо претензии в адрес руководства предприятия и компании. Более свободный в выражении своего мнения руководитель обкома горнометаллургического профсоюза Александр Миронов заявил, что «к мнению профсоюзов прислушиваются и Хорошковский, и Махалов» (соответственно, президент «Евраза» и заместитель управляющего директора ОАО «НКМК» по социальным вопросам – прим. авт.). Однако высказал озабоченность, что работники смежных подразделений, коих также коснется падение объемов производства, будут сокращаться «естественным порядком», не смогут попасть под программы социальной адаптации. Размер «выходного пособия» для тех, кто подпадает под сокращение штатов, также, по мнению Миронова, должен быть гораздо выше, порядка 20-30 тысяч евро, что соответствует сложившейся в мире практике.

Лидер горкома профсоюзов Валерий Соболев высказал свои опасения по отношению к намерению «Евраза» переложить финансирование мероприятий по закрытию «Стали-НК» и других подразделений полностью на местный уровень – в целях сохранения прибыльности холдинга и поддержания котировок акций компании на мировых биржах. Мероприятия же предполагаются весьма затратные; экономить будут, очевидно, опять же на людях… Тем временем, по его словам, исход квалифицированных специалистов с комбината уже начался: на действующих производствах ощущается «кадровый голод». Уровень заработка нынешних металлургов не настолько высок, чтобы «зубами держаться» за рабочее место, где условия труда оставляют желать… Все это на руку «генералам»: нет человека – нет проблемы.