Воздух придётся поделить
7/4/05
Авиакомпания "Сибирь", чьи позиции по воздушным перевозкам новокузнечан на протяжении десятка последних лет казались незыблемыми, похоже, понемногу сдает. Конфликт между руководством "Сибири" и ООО "Аэрокузбасс" хотя и не привел пока к "выдавливанию" компании из региона, но поставил под сомнение ее лидерство в Новокузнецке в будущем.

Недовольство новокузнечан вызывают аварийные ситуации, случающиеся на авиалайнерах. Последняя отмечена совсем недавно. Самолет при приземлении в Новокузнецком аэропорту не удержался на посадочной полосе и выкатился за ее пределы. Сейчас продолжается расследование, и выводы делать преждевременно, но версия о неадекватных действиях пилотов уже была озвучена.

Также не вдохновляет руководителей "Аэрокузбасса" тарифная политика новосибирских авиаторов: тарифы "Сибири"-де слишком высоки, что отталкивает потенциальных авиапассажиров. Новая тарифная политика, провозглашенная этой авиакомпанией с 1 апреля, на размере оплаты пассажирских авиаперевозок сказалась также не лучшим образом. Конкуренция между разными компаниями должна, по идее, стабилизировать ситуацию.

Поводом к жесткой и негативной реакции стало нарушение авиакомпанией условий договора № 599 об аэропортовом и наземном обслуживании воздушных судов в аэропорту Новокузнецка, а именно условий платы за предоставляемые услуги. В частности, к середине марта долг "Сибири" перед "Аэрокузбассом" вырос до семи с половиной миллионов рублей. Тогда ООО "Аэрокузбасс" не только официально уведомил руководство новосибирской компании о возможном прекращении обслуживания воздушных судов в аэропорту Новокузнецка, но и потребовал прекращения продажи авиабилетов.

Новокузнецкое представительство "Сибири" прекращать продажу билетов не стало, и самолеты в Москву и назад летают до сих пор, как и прежде. Однако инцидент не исчерпан: на текущий момент долг новокузнечанам, хотя и уменьшился, но остается весьма внушительным, порядка трех миллионов рублей.

Тем временем руководство "Аэрокузбасса" активно занимается поиском новых партнеров по авиаперевозкам. Уже достигнута предварительная договоренность с рядом авиакомпаний: называются такие, как "КТК", "Уральские авиалинии", "Аэрофлот-Дон", "Пулково" и некоторые другие. Может, не все, но некоторые из этих компаний придут в Новокузнецк во всяком случае, - заверило нас руководство ООО "Аэрокузбасс". Причем, случится это уже в мае-июне к самой "горячей" для авиаторов поре.

Наряду с увеличением количества рейсов на Москву, в расписании должны появиться рейсы на Адлер, Анапу, а также Владивосток, Омск, Санкт-Петербург, Абакан и другие города. Более конкретно об этом можно будет говорить через пару недель, когда будет утверждено летнее расписание.

При этом внутрироссийскими рейсами "Аэрокузбасс" обходиться не намерен. Он уже подал заявку в Минтранс РФ на получение новокузнецким аэропортом Спиченково статуса международного. Предварительное согласие, по словам заместителя руководителя ООО "Аэрокузбасс" Дмитрия Федорова, уже получено, но процесс согласования долог, "добро" надлежит получить в одиннадцати министерствах... Как только формальности будут утрясены, начнется строительство в аэропорту погранично-таможенного комплекса. Действовать этот комплекс, по предварительным оценкам, начнет не ранее весны 2006 года, тогда и можно будет осуществлять международные рейсы.

Необходимость в чартерных регулярных авиарейсах за границу продиктовано потребностями юга Кузбасса в налаживании прямых связей. Это и растущий интерес иностранцев к крупному промышленному региону, угольным и металлургическим компаниям. И развитие туристического бизнеса на курортах Горной Шории, чему международные авиаперевозки из Новокузнецка только поспособствуют. И потребности новокузнечан и жителей юга Кузбасса в прямых заграничных авиарейсах, поскольку транзит через Кемерово и Новосибирск связан с определенными неудобствами.

Имеются, со слов первых лиц "Аэрокузбасса", и необходимые технические предпосылки. Взлетная полоса аэропорта способна принимать не только российские "Ту" и "Илы", но и импортные воздушные суда, например, "Боинги". Соответствует потребностям и инфраструктура аэропорта (авиационно-техническая база, топливозаправочный комплекс, агентство по продаже авиаперевозок, цех бортового питания, гостиница и так далее).

Стремление новокузнечан самостоятельно осуществлять международные авиарейсы, само собой, не вызывает оптимизма у руководства уже имеющих международный статус аэропортов Кемерова и Новосибирска. Однако резоны конкурентов "Аэрокузбасс" не останавливают. Согласно данным статистики, в 2004 году объем пассажирских перевозок в Новокузнецке вырос по сравнению с 2003 годом на 19 процентов и превысил семьдесят тысяч человек в год. Последние новации, хочется верить, позволят сделать эту цифру еще более весомой.