Прощайте, булочные?..
22/3/05
В пятницу в городской администрации состоялся аукцион на право аренды муниципального имущества. Один из многих, регулярно проводимых городским комитетом по управлению этим самым имуществом. Особенность, впрочем, была, и заключалась она в том, что впервые торги шли по двум магазинам, основным товаром в которых до последнего времени был хлеб. Молоток аукциониста определял судьбу специализированных булочных, которые в свое время строились именно для обеспечения новокузнечан «продуктом номер один»

. …Накануне аукциона в редакцию звонили и писали горожане, обеспокоенные судьбой булочных. Некоторые приходили лично, приносили письма, говорили о наболевшем. Одна из обратившихся, Людмила Владимировна, сообщила с горечью, что в хлебный по Кирова, 7 ходит с шестидесятых годов, очень довольна товаром и обслуживанием и не может представить, что любимый магазин прекратит свое существование. Еще она уверяла, будто бы магазин по Кирова, 7 являлся первой в городе булочной и даже предлагала установить на фасаде здания памятную табличку, где сей факт был бы отражен…

Увы, мы вынуждены огорчить Людмилу Владимировну, как и многих других горожан: на аукционе 18 марта прежний владелец (точнее, «арендатор» - так юридически правильнее), ОАО «Хлеб», право на аренду «нежилого встроенного помещения по Кирова, 7» проиграл. Выиграли те, у кого побольше денег и кто, очевидно, сумеет воспользоваться «раскрученной» точкой с большей коммерческой выгодой.

…Интерес новокузнецких коммерсантов к муниципальному имуществу, выставленному на аукцион, оказался настолько высок, что стульев в помещении для торгов хватило лишь на каждого второго из участников: в зале разместились без проблем лишь те, кто подошел за полчаса; появившиеся за 10-15 минут до начала выпрашивали стулья по соседним кабинетам либо вовсе стояли у стен в течение всей процедуры.

Начальная цена права аренды магазина по Кирова, 7, была определена в девять тысяч рублей. Впрочем, те, кто пришли сюда с конкретными намерениями и пухлыми портмоне, на такие «мелочи» размениваться не стали. Дабы ускорить процедуру, торги по предложению участников начались с суммы в… пятьсот тысяч рублей.

Аукционист размеренно озвучивал все более солидные цифры в денежном эквиваленте; участники торгов понемногу опускали свои таблички, осознав, очевидно, что таких сумм им «не потянуть». Когда «зашкалило» за полтора миллиона, с поднятыми табличками осталось только двое. Боролись они за это помещение достаточно долго, до тех пор, пока не прозвучало «два миллиона четыреста семьдесят девять тысяч рублей», и один из игроков не «сдался». Анонимный участник под номером 14 выложит вышеназванную сумму за право аренды помещения (не путать с арендной платой: ее он будет ежемесячно перечислять сверх того).

Еще более упорная борьба развернулась за магазин по Спартака, 18, где начальная цена была определена в сумме 37,8 тысячи рублей. Начали с миллиона. Аукционист монотонно отсчитывал сумму нарастающим итогом: три, пять, восемь миллионов рублей. Желающие обладать магазином не сдавались… Двенадцать, пятнадцать, двадцать миллионов… Когда сумма достигла тридцати миллионов (!!!) рублей, председатель комиссии прекратил аукцион, объявив, что лот номер три снимается с торгов и будет выставлен повторно, после увеличения начальной цены за право аренды и залоговой стоимости.

Невеселые итоги торгов навевают раздумья. Первое и главное – в чьи руки попадут булочные и что с ними станет? Ведь через аукционы пройдут, согласно решению муниципальных чиновников и депутатов Горсовета, все хлебные магазины Новокузнецка. Если предположить, что профиль магазина при новом хозяине будет сохранен и торговля хлебом будет вестись по прежнему, в полном объеме, по «социальным» невысоким ценам, совершенно непонятна ожесточенная борьба за магазины на торгах и «астрономические» суммы, предлагаемые участниками аукциона.

Элементарная математика подсказывает: баснословных барышей торговля хлебом не сулит. Предельная торговая надбавка на этот товар ограничена и составляет десять процентов, то есть коммерсант, работая честно, заработать сможет около полтинника с булки или пятисот рублей с тысячи буханок. А ведь кроме тех самых миллионов, что надо отдать за право аренды, придется раскошеливаться и за саму аренду, выкладывая каждый месяц немалую, надо сказать, сумму. И обслуживающему персоналу зарплату надо вовремя выдавать, и коммунальные платежи гасить, и ремонтировать помещение, и прочее, и прочее… За счет чего? Или кого???

Руководство комитета по управлению муниципальным имуществом не устает повторять, что аукцион – универсальный инструмент, позволяющий справедливо и с выгодой для города реализовывать собственность. И это справедливо. Иди речь о продаже «точек», где торгуют сигаретами со жвачкой, обувью или мобильными телефонами – и вопроса о целесообразности проведения аукциона не возникло бы: пусть побеждает сильнейший – в смысле, самый богатый, заинтересованный и щедрый. Не грех, на мой взгляд, взять по максимуму с рюмочной или казино; с «элитного» салона или автозаправки. Но это ведь хлеб!!! Всему голова! Продукт наипервейшей необходимости, нужный нам каждый день!

Было время, в обществе немало говорили о социальной ответственности власти, о необходимости поддержки местных товаропроизводителей, о содействии бизнесменам в сдерживании цен. Нынче все эти разговоры в прошлом. Сегодня даже расхожая фраза «Не надо помогать – только бы не мешали» неактуальна: власть больше не нуждается в советах, они ее раздражают. Другое время и другие понятия. Имеем что имеем.

…В магазин на Октябрьском, 31 я за хлебом бегал еще пацаном, хотя 68-й, «слепой», магазин был в двух шагах и не через дорогу. Потому что в магазине у «Светланы» хлеб был всегда и всякий; хоть и в очередь, но мягкий и душистый: пока до дому дойдешь – четверть булки уже съедено…

Интересно, насколько разбогатеет город, когда и этот магазин, наряду с другими, перекочует в более цепкие руки?..