Всё приватизируем - тогда и заживём?..
26/3/05
Намедни по телевизору показывали пачки красочных аншлагов для автобусов, извещающих, что в автобусе, на котором этот аншлаг размещен, ветераны и инвалиды могут ездить бесплатно. И рассказывали, что эти картинки будут если не на каждом, то на каждом втором автобусе...

Под впечатлением сходил на ближайшую остановку, постоял там минут десять. Из дюжины "ПАЗиков", остановившихся за это время перед моим носом, таблички "Льгот НЕТ!" не было только на одном...

А потом было заседание коллегии городской администрации, на котором рассматривался вопрос развития городского транспорта. Чтобы действовал на благо всех новокузнечан и учитывал интересы малоимущих и льготников в том числе. Цифры, прозвучавшие на заседании, слегка обескураживают. Если поверить им, ежесуточный выпуск транспорта на линию в 2004 году составил 223 автобуса АТП, 74 трамвая, 27 троллейбусов. Частные же предприниматели, прозвучало в докладе, каждый день выпускали на линии 431 автобус. В прошлом году в Новокузнецке перевезено 138 миллионов пассажиров, в том числе, предприятиями автотранспорта - 44 миллиона человек, горэлектротранспортом - 38 миллионов, автобусами частных предпринимателей - 56 миллионов пассажиров.

То есть чисто математически получается, что на один муниципальный автобус приходится два частных (и перевозят они сопоставимое количество пассажиров). Не десять и не двадцать, а всего два!!! Тогда вопрос - где они были год назад, эти самые 223 автобуса, куда ездили, кого возили? Поскольку ни для кого не секрет, что дождаться на остановке какого-нибудь "ЛИАЗа" или "Икаруса" зачастую просто нереально.

Были, помнится, в автопредприятиях и автобусы малой вместимости - те же ПАЗы, работавшие "в режиме маршрутного такси". Но года полтора назад они были переданы в частные руки на правах аренды и называть их "муниципальными" язык не поворачивается. Заметим между прочим, что и находясь в ведении ПАТП, льгот эти автобусы не предоставляли...

Более того, обществами с ограниченной ответственностью (эх, и любим же мы ограничивать свою ответственность!) в обозримом будущем станут все муниципальные автопредприятия Новокузнецка - один из пунктов в постановлении коллегии так и звучит: "...продолжить работы по приватизации муниципального пассажирского автомобильного транспорта с сохранением пассажирских перевозок по муниципальным контрактам". "Первой ласточкой" стало выведение МПАТП-5 из ведения муниципалитета. Сегодня это ООО "Орджоникидзевское АТП".

Новое время диктует новые реалии. Сегодня мы говорим о развитии городского транспорта, без указания на форму собственности. На коллегии решено разработать ряд целевых программ, предусматривающих развитие этого самого транспорта в 2006-2007 годах. Если конкретнее, строительство и запуск в эксплуатацию троллейбусной линии по проспекту Курако на участке от Привокзальной площади до 8-й проходной НКМК с приобретением десяти новых троллейбусов (стоимость программы 60 миллионов рублей); создание цеха в муниципальном трамвайном предприятии №1 по капитальному ремонту трамвайных вагонов (20 миллионов рублей); продолжение внедрения спутниковой радионавигационной связи на пассажирских автобусах (3 миллиона рублей), а также создание с привлечением частного капитала на производственных площадях одного из муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий сервисного центра по обслуживанию и ремонту автобусов ЛИАЗ.

К ЛИАЗам внимание городских властей приковано в связи с приобретением муниципалитетом партии из шестидесяти автобусов, поставку которых согласно контракту произвела в декабре-январе компания "Русские автобусы". Со слов главы города Сергея Мартина, город ожидает еще шесть ЛИАЗов. Также есть планы покупки партии трамваев и троллейбусов.

Приватизация новокузнецких автопредприятий, со слов мэра, процесс объективно полезный. Поскольку заставит предприятия считать деньги, искать резервы, с толком распоряжаться имеющимися возможностями. Сегодня во многом меняется к лучшему для транспортников ситуация с компенсацией за перевозку льготных категорий. А монетизация льгот послужила предпосылкой к увеличению собираемости платы за проезд с этой категории, традиционно тяготеющей к муниципальному транспорту.

Многие вопросы, хочется верить сможет разрешить "Автомобильный устав", который, со слов Сергея Мартина, готовится и до конца года должен быть принят. Этот документ призван определить взаимоотношения пассажиров, перевозчиков и органов местного самоуправления, правила организации сети пассажирских перевозок. Возможно, тогда оскорбительные таблички "Льгот нет!" исчезнут, как страшный сон?

Осталось дождаться?